Реальная история святого валентина. Православные и католики не отмечают день влюбленных Есть ли святой Валентин в православии

День Святого Валентина влюбленные отмечают 14 февраля. Как появился этот праздник? Кто такой святой Валентин? Почему все в этот день дарят валентинки? Расскажем о происхождении праздника, какие мифы и легенды связаны с этим днем.

День Святого Валентина происхождение праздника: Легенды и мифы

Католическая церковь почитает трёх святых мучеников с именем Валентин, но достоверной информации об их жизнях почти нет. Известно лишь, что Валентин Римский был священником и принял мученичество во время гонений на христиан в III веке н. э. Другой Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия). Он был казнён за веру 14 февраля 270 года и похоронен недалеко от Рима. Святой почитается и католиками, и православными. О третьем Валентине мы знаем лишь то, что он погиб в Карфагене.

Более подробные сведения о священномучениках появились уже в эпоху Зрелого Средневековья (в XI-XIV веках). Но и в них поначалу отсутствовал какой-либо романтический окрас. Вполне вероятно, что в легендах идёт речь о другом святом или даже разных подвижниках с именем Валентин.

День Святого Валентина происхождение праздника: «Золотая легенда»

По легенде, римский император Клавдий II не мог набрать достаточного количества воинов в свою армию. Тогда он решил, что это жёны не пускают мужей на войну, и запретил молодым мужчинам жениться.

Святой Валентин был врачевателем и проповедником христианства. Он не только молился за больных, но и тайно венчал влюблённых, несмотря на запрет царя Клавдия. Как-то раз к нему обратился за помощью тюремный сторож. Он просил исцелить свою дочь Юлию от слепоты. Священник назначил девушке мазь для глаз и сказал прийти позднее.


Однако до императора дошли слухи о тайных венчаниях, и святой Валентин был заключён в темницу. Зная, что его скоро казнят, Валентин написал слепой Юлии предсмертную записку с признанием в любви и передал ей её через отца.

Валентина казнили в тот же день, 14 февраля. Когда девушка открыла записку, внутри неё был шафран и подпись «Твой Валентин». Юлия взяла шафран в руки, и её зрение чудесным образом восстановилось.

Впоследствии как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин Интерамнский был канонизирован католической церковью. А в 496 году Римский Папа Геласиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.

Этот рассказ можно назвать выдумкой хотя бы потому, что во времена святого Валентина (в III веке) особого обряда церковного венчания при заключении брака ещё не существовало. К тому же христианская религия в языческом Риме была презираема и гонима, и вряд ли император Клавдий придавал большое значение этому обряду.

День Святого Валентина происхождение праздника: Языческие корни

По другой версии, День святого Валентина был нужен церкви, чтобы вытеснить языческий праздник. Римляне верили, что основателей их города — братьев Ромула и Рема — выкормила своим молоком волчица. В честь этого животного отмечали «луперкалии» (от lupus — волк). В жертву приносили козу (пища волков) и собаку (животное, наиболее ненавидимое волком). Потом закланных животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни. Двое обнажённых юношей брали эти ремни и начинали ритуальный бег, во время которого стегали ремнями всех попадавшихся на их пути. Женщины и девушки специально подставляли различные части тела под удары, так как считалось, что это помогает забеременеть и легко родить.

Священные ремни назывались «фебруа», от этого слова произошло название месяца, в середине которого и отмечали луперкалии — «фебруарий» (февраль).


День Святого Валентина происхождение праздника: Традиции

День святого Валентина начал приобретать широкую популярность только в XIX веке в Великобритании. Позднее праздник стали отмечать в США. В этот день молодые люди должны были вытягивать из чаши записки с именами знакомых девушек. Образовавшиеся в результате парочки в течение года были «Валентинами» и принимали знаки внимания и ухаживания друг друга.

В середине XIX века за раскрутку праздника взялись коммерсанты. 14 февраля влюблённые устраивают друг другу романтические свидания, скупают открытки в форме сердца — «валентинки» — и другие милые подарки: плюшевые игрушки, духи, букеты цветов, конфеты и т. д.


В разных странах сложились свои традиции празднования Дня святого Валентина. Так, в Японии принято дарить шоколад. В этот день японка может, не стесняясь, признаться мужчине в любви.

В Англии 14 февраля девушки гадали на суженого. Было такое поверье: если в этот день увидеть малиновку — это значит, муж будет моряком, воробья — выйдешь замуж за бедного человека, повстречавшийся щегол предвещал богатого мужа.

В начале XIX века в Америке невестам было принято дарить марципаны — довольно дорогое по тем временам лакомство. Сейчас женщинам дарят шоколад, конфеты и карамель красного и белого цветов, символизирующих любовь и чистоту.

Французы дарят своим избранницам украшения и ювелирные драгоценности.

Многие верят, что если сделать предложение на 14 февраля или сыграть в этот день свадьбу, брак будет счастливым и крепким.

При этом о самом святом Валентине и религиозных истоках праздника вспоминают крайне редко.

День Святого Валентина происхождение праздника: у православных и католиков

Святой Валентин почитается как католической, так и православной церковью. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Священномученик Валентин же остался в списках церкви, но только как местночтимый святой, поскольку исторические сведения о его деяниях крайне скудны. Таким образом, этот праздник не является обязательным ни для католиков, ни для православных.

В Россию День святого Валентина пришёл сравнительно недавно. Приобретать популярность он стал только в начале 1990-х годов.

15 января 2003 года епископ итальянского города Терни — Винченцо Палья — передал в дар Святейшему Патриарху Алексию частицы мощей священномученика Валентина, которые с тех пор хранятся в храме Христа Спасителя.

В православной церкви имеют собственные дни поминовения два мученика Валентина. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны — 12 августа.

В православной традиции покровителями семьи и брака издревле считаются святые Пётр и Феврония. В 2008 году Совет Федерации России одобрил инициативу учреждения в день их памяти (8 июля нового стиля, что соответствует 25 июня старого стиля) «Дня супружеской любви и семейного счастья».

По материалам http://www.aif.ru/

Нам не нравится, когда в нашей собственной стране, навязываются некие единые нормы поведения, слова и выражения, подобные праздники и всё остальное... Мы крайне отрицательно относимся к так называемой демократизации, глобализации, смешению стилей, культур и рас и пр. Русский народ, а значит и Россия год от года теряет свое неповторимое лицо. Хочешь ли ты быть послушным винтиком в мире глобализации, всеобщего хаоса и смешения? Или хочешь оставаться Человеком, верным своей исконной традиции и культуре?

Не успели мы разобраться со своими старыми “праздниками”, ставшими традиционными после 1917 года, как на нашу землю хлынули новые напасти. Навязанный средствами массовой информации, ворвался в нашу жизнь “День Святого Валентина”.

Кому-то понравилось. Появился лишний повод оттянуться. На вопрос, какое отношение это имеет к России, выдвигается всё тот же убийственный аргумент: “Ну что мы, хуже других?”. Нет, не хуже, просто к нам это не имеет абсолютно никакого отношения. Да и не только к нам, но и к здравому смыслу тоже.

Внедрение в нашу жизнь новых “праздников” весьма выгодно тем, кто вводит подобные новшества. Несёт это весьма приличные прибыли от продажи всевозможных сувениров, открыток, безделушек и, конечно, спиртного.

День Святого Валентина существенно повысил продажи товаров, которые можно использовать как подарок для любимого человека. Особенно это заметно у тех продавцов, которые не поленились немного изменить дизайн и текст своих лотков соответствующим образом. С начала февраля магазины, киоски и рынки заполнены самыми разнообразными сердечками. День св. Валентина ехидные журналисты называют "Днём святого Холмарка", в честь основателя праздника и по совместительству основателя открыточной корпорации Hallmark, которая половину годовой прибыли делает на продаже бумажных сердечек. Рестораны и отели заманивают парочки "эротическими меню" и романтичными вечерами при свечах. Турфирмы объявляют о спецпредложениях - романтических путешествиях. Не зря некоторые продавцы называют этот праздник "великим коммерческим днём".

Впрочем, дело-то ещё серьёзнее. Вместо наших русских праздников нам подсовывают западный суррогат, дабы наше сознание довести до сознания западного быдла. Так легче с нами справляться. Остаётся только сокрушаться, что часть наших соотечественников оказываются готовыми принять любую, даже самую бредовую идею, навязанную извне. Говорить тут о Русских традициях бесполезно. Праздник же! Вау!1

Этот праздник пока ещё молодой, его начали отмечать в России относительно недавно. Он неофициальный, но весьма популярный, особенно среди молодежи. Его пропагандировали все СМИ. На темы праздника сочинялись песни, снимались "весёлые" кинофильмы. Такая массированная информационная атака на умы возымела действие, и люди, якобы сами, по своей воле, добровольно приняли решение отмечать такой "весёлый" праздник.

Ответ даёт изучение истории зарождения праздника св. Валентина, которая к настоящему времени обросла многочисленными легендами. Однако достоверно известно, что этот праздник восходит к Римскому празднику Луперкалия (Lupercalia). В Древнем Риме праздник Луперкалия считался праздником очищения и плодородия. Праздновался он в ночь с 14 на 15 февраля в честь бога Фавна (от латинского fatuor — быть одержимым) — древнеиталийского бога плодородия. Отличительными чертами Фавна были сладострастие и сексуальная распущенность.

Начиналось празднество в Луперкале — святилище Фавна Луперка (от латинского lupus — волк). Сначала луперки (жрецы бога Фавна) приносили в жертву собаку и козла. После жертвоприношения обнажённые луперки, со шкурой закланных на алтаре козлов на бёдрах, обегали вокруг Палатинского холма в Риме. По пути они стегали вырезанными из кожи жертвенного козла ремнями встречных женщин. Удар жертвенным ремнём считался добрым знаком того, что у женщины в этом году произойдёт зачатие ребёнка. Жертвенный ремень из кожи козла называется scrotum, что в переводе имеет ещё два значения: 1 — кожаный козлиный мешок и 2 — мошонка.

Луперкалии совпадали по времени с древне-римским Новым годом — по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля. Февраль до 450 г. до н.э. был последним месяцем года. На середину февраля приходился Februa — ежегодный праздник культового очищения. Праздновался он в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata — Юноны Лихорадочной (Невоздержанной). Во время этого праздника все оставляли свои дела, и начиналось "веселье" — массовая сексуальная оргия.

В результате беспорядочных половых связей рождается неполноценное потомство, но именно беспорядочные половые связи культивирует праздник дня св. Валентина. Во всяком случае это следует не только из сути праздников-предшественников дня св. Валентина, но из текстов современных песен и кинофильмов, например фильма А. Эйрамджана "День святого Валентина", скромно называемый "лирической комедией" и показываемый по телевидению каждый год в одноимённый день.

Символом дня св. Валентина является валентинка. Её, пробитую стрелой, целуют и называют "сердцем". Должен отметить, как врач, что подобного сердца в природе не существует.

Но, помня русскую пословицу "Нет вещи без образа", посмотрите внимательно вокруг себя, и вы легко найдёте эту вещь. Женщинам это сделать легче, достаточно дома, стоя спиной к зеркалу, нагнуться и посмотреть на себя. После данных строк многие обвинят автора в пошлости, но зря.

Если обратиться к истории Древней Греции, чья культура стала основой культуры Древнего Рима, то увидим, что именно данный символ, пробитый стрелой, обозначал телесную любовь — эрос (в Греции любовь обозначалась тремя словами для трех состояний: Эрос — телесная любовь; Филос — любовь к мудрости; Агапэ — божественная любовь). В обществе, где господствовал культ красивого тела и носил красивое название gluetus — ягодичный, и стрела, обозначающая мужское начало, оказалась на месте. Другими словами этот контур-символ, пронзённый стрелой, означает акт совокупления мужчины и женщины. Католическая же церковь, заимствовав ритуал многобожников, нарекла символ этого ритуала сердцем. Воистину "если на клетке слона прочтёшь "буйвол" не верь глазам своим" (К. Прутков).

Но и это не всё. Согласно "христианской" традиции считается, что "день св. Валентина" празднуется в честь мученика за веру. О мученичестве св. Валентина сложено немало легенд. Одна из них повествует о том, что римский император Клавдий считал, что семья мешает солдатам беззаветно, без оглядки сражаться за империю и издал указ, запрещавший военнослужащим жениться. Однако римский священник Валентин, несмотря на указ, продолжал венчать всех желающих без разбору. За это 14 февраля 273 года Валентин был казнён.

Другими словами в Древнем Риме при комплектовании армии действовал закон, по которому тот, кто желал служить в римской армии за очень хорошее денежное вознаграждение по контракту должен был отказаться от создания своей семьи. Это делалось не столько для того, чтобы армия была мобильной, сколько для обеспечения гражданского мира в государстве. Ведь это было время непрекращающихся дворцовых переворотов. Свержение императора производилось путём его убийства и преданных его соратников. Прочность императора на троне обеспечивала преданная ему армия. Выведение армии из клановых разборок привело к тому, что на период с 284 по 476 год приходится период расцвета Римской империи. Если же солдаты заводили семьи, то они автоматически втягивались в защиту интересов тех кланов, к которым принадлежали их жёны. Армия становилась не единым, монолитным организмом, а превращалась в сборище враждующих между собой вооруженных формирований. Другими словами — это гражданская война. И в это время христианский священник Валентин деятельно работал на то, чтобы в стране разгорелся пожар гражданской войны. Хорошее же человеколюбие!

Никто не утверждает, что Римская империя была справедливой. Вовсе нет. Её существование определялось ходом глобализации. Но гражданские войны всегда ведут к страданиям множества людей. Христианский же священник Валентин, венчая солдат, совершал преступление против людей, готовя гражданскую войну, при этом прикрывая свои деяния лицемерным утверждением, что он действует на благо и в интересах людей.

В 496 году, после расчленения римской империи, римский папа Геласиус объявил 14 февраля «днём Святого Валентина». Этот день был объявлен праздником всех влюблённых (своего рода пиаровская акция церкви). И вот последние 15 лет православные святой Руси празднуют в феврале день св. Валентина — ритуал католической церкви2.

Источники:
1. Я.В.Ушаков "Святой Валентин - покровитель душевнобольных"
2. А.И.Белоглазов "РПЦ целует "валентинку"

Белослав "Бумеровод"
Недалёкое воображаемое будущее. Год 20xx...

- Что значит "Не буду праздновать?".
Уполномоченный по воспитательной и профилактической работе удивлённо крякнул и уронил ручку. Пока он её поднимал, кряхтя и чертыхаясь, молодой парень Денис, 23 лет, одетый по-домашнему, в майку и спортивные штаны стоял в проёме калитки и наблюдал за сей картиной.
- А вот не буду и всё тут! Не наш это праздник! Чужеродный! - парень ответил, дождавшись, пока толстенный уполномоченный примет вертикальное положение. "Интересно - форму на них шьют где? чай не меньше 56 размера будет" - думал он.
- Я тебе дам, чужеродный! Указ видишь?
Он принялся тыкать в лицо ксерокопией гербовой бумажки "О праздновании дня Святого Валентина" и продолжил:
- Правительство, понимаешь, заботится о нём, праздник дополнительный подарили, а он кочевряжится! Раз сказано праздновать - значит праздновать!
"Чужеродный!" , передразнил он парня. И тут его скудную на мысли голову озарило просветление:
- А может ты ещё и расист? Раз праздник тебе чужеродный? Нет ну точно расист! Сейчас ты у меня быстро по 282-й загремишь!
- А вообще с чего это вы вдруг решили что именно я не праздную? - перебил он начавшийся было ход мыслей.
- Как с чего ты глянь, видишь, все повесили шарики на домах, сердечки и всё такое. Всё согласно указу. Раз правительство считает это праздник таким великим, то надо праздновать, вон в Питере так вообще официально день поцелуев сделали. Там для этих целей специально педе... геев пригласили в знак примирения и покаяния за тоталитарное прошлое.
- А почему вот в том двухэтажном особняке напротив шариков нету? - спросил хозяин дома
- Ну ты даёшь!!! Это ж таджикские трудолюбивые мигранты! Им нельзя навязывать, как-никак тысячелетняя культура и самобытные традиции - сыпал уполномоченный заученными на политзанятиях штампами - Короче - если я куплю эти шарики и повешу, всё будет хорошо? - утомлённо отозвался Денис
- Да чёрт с тобой! Купишь, повесишь, вычеркну из списка! Ведь покупая эти полезные вещи ты помогаешь нашим дорогим трудолюбивым мигрантам! понимать должен политическую ситуацию! Зелёный ещё. В общем через час приеду проверю - пригрозил он втискиваясь в служебную "шестёрку"...

Дополнение от читателей

Кстати, святого Валентина можно обвинить ещё и в подрыве военной мощи государства, со всеми вытекающими последствиями для тех, кто празднует этот день. Потому что, согласно преданию, в те времена, когда святой Валентин проповедовал христианскую веру, которая была вне закона, Римская империя вела тяжёлую войну с готами. И чтобы легионеры не привязывались к семьям и лучше воевали, римский император Клавдий II запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж.

Но святой Валентин, который был обычным священником и сочувствовал несчастным влюбленным, посмел ослушаться императора и тайком от всех под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Об этом вскоре стало известно властям, и святой Валентин был брошен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Несколько лет назад один из центральных отечественных телеканалов пригласил меня, как католика, поучаствовать 14 февраля в популярном ток-шоу, где предполагалось «поговорить о католических праздниках в России». Я отозвался на это приглашение, наивно надеясь убедить миллионы телезрителей в том, что День святого Валентина не является католическим праздником.

Мудрые люди предупреждали меня, что зря я трачу драгоценное время, и оказались правы: в той передаче меня использовали исключительно в качестве фона для некоторых более публичных персон и не предоставили ни малейшей возможности сказать что-то по существу дела. И хотя «Татьянин день» пока вряд ли может состязаться по численности аудитории с тем ток-шоу, я охотно откликаюсь на просьбу его редакции осветить вопрос об отношении Валентинова дня к Католической Церкви и ее отношении к нему.

Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня - они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween ) — это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом , веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей , которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию уже упоминавшегося Римского мартиролога , где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин. Более того, в изданиях Общего литургического календаря до 1969 г., когда была проведена его реформа, на 14 февраля предписана память «св. Валентина Пресвитера, мученика».

Вернемся, однако, к Римскому мартирологу , который, за редкими исключениями не углубляясь в подробности, телеграфным стилем перечисляет по-латыни лишь имена святых, с указанием чина каждого (иногда еще и географической принадлежности) и места его почитания. Итак, 14 февраля, помимо прочих, там упомянуты следующие святые:

Валентин, пресв[итер], м[ученик], в Риме.

Валентин, еп[ископ] Интерамны, м[ученик], в Риме.

Следует отметить, что в некоторых средневековых редакциях Римского мартиролога к ним добавляется еще и третий Валентин, мученик в [Северной] Африке.

Сейчас во многих печатных и электронных изданиях можно прочитать, что св. Валентин был добрым священником (или епископом), который зачастую тайком венчал тех влюбленных, которым злые родственники мешали вступить в брак, а потому он и сделался покровителем влюбленных. Имеет ли это под собой какие-то исторические основания?

Для начала давайте разберемся в том, что вообще доподлинно известно о каждом из упомянутых Валентинов.

О Валентине Римском (так нередко принято называть первого из упомянутых в Мартирологе ) самые ранние источники сообщают лишь то, что он был священником в Риме и принял мученичество во время одного из гонений на христиан (видимо, во 2-й пол. III в.: наиболее вероятен 269 г., хотя есть и иные датировки), а также то, что он был погребен за воротами Рима у Фламиниевой дороги. В 496 г. Папа Гелазий утвердил его почитание в Риме в числе «имен тех, кто справедливо почитается среди людей, но чьи деяния известны только Богу». Едва ли можно найти более красноречивое свидетельство тому, что уже через два века после мученической кончины этого подвижника не осталось никаких данных о его жизни. Долгое время на месте его погребения находилась построенная в IV в. базилика св. Валентина за вратами (Basilica S. Valentini extra Portam), но к XVII в. она пришла в запустение, а части предполагаемых мощей святого перекочевали в разные храмы Рима и других городов Европы.

О другом Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в том же Риме (вероятно, ок. 197 г.) и был погребен у той же Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Интерамну, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах и весях.

Наконец, о Валентине из Северной Африки известно лишь то, что он был мучеником.

Как можно видеть, обо всех мучениках Валентинах, почитаемых Католической Церковью в этот день, не имеется почти никаких достоверных сведений. Между прочим, многие из католических церковных историков разделяют уже давно хорошо обоснованное мнение, что за первыми двумя Валентинами скрывается только одна реальная историческая личность, которую со временем церковное предание представило в виде двух разных персонажей.

Никакие иные сведения ни об одном из этих мучеников не засвидетельствованы ранее Зрелого Средневековья, когда их имена стали обрастать житийными подробностями. Так, знаменитая «Золотая легенда» представляет несколько более детальную историю мученичества Валентина Римского во время гонения на христиан императора Клавдия II. Между прочим, первые два Валентина вошли и в календари Православных Церквей. Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский - 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»). Нельзя не отметить и того знаменательного факта, что 15 января 2003 г. епископ г. Терни Винченцо Палья передал в дар Святейшему Патриарху Алексию и в его лице всей Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамнского.

Первое известное науке упоминание о дне св. Валентина, хоть каким-то образом связанное с любовной или матримониальной тематикой, обнаруживается у известного английского поэта Джеффри Чосера (ок. 1340—1400) в его поэме «Птичий парламент»:

Зане был день Святого Валентина,
Когда пернатые вступают в брак;
Толь дивная открылась мне картина!
Лесной, речной, морской явился всяк
Летун — и сборище кричало так,
Что дебри, мне почудилось, тряслись,
И мнилось, будто содрогалась высь.

(Пер. Сергея Александровского ).

Позже любовные и брачные коннотации время от времени обнаруживаются в письменных памятниках Англии (и реже Франции). В числе наиболее известных упоминаний — у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:

С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.

(Пер. Бориса Пастернака )

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией (преимущественно протестантской, заметим), к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок, несколько в карикатурном свете представленных Диккенсом в «Посмертных записках Пиквикского Клуба» (1847 г.):

«Картинка (…) была весьма красочным изображением двух человеческих сердец, скрепленных вместе стрелой и поджаривавшихся на ярком огне, в то время как чета людоедов в современных костюмах — джентльмен в синей куртке и белых брюках, а леди в темно-красной шубе, с зонтом того же цвета — приближались с голодным видом к жаркому по извилистой песчаной дорожке. Явно нескромный молодой джентльмен, одеянием которого служила только пара крыльев, был изображен в качестве надзирающего за стряпней; шпиль церкви на Ленгхем-плейс, Лондон, виднелся вдали, а все вместе было "валентинкой", и таких "валентинок", как гласило объявление, в лавке имелся большой выбор, причем торговец обещал продавать их своим соотечественникам по пониженной цене - полтора шиллинга за штуку» (Пер. А.В. Кривцовой и Е.Ланна ).

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик (тот или другой) ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже - по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Именно тогда возникнут легенды о том, что император Клавдий, который хотел обратить римского пресвитера Валентина в язычество, руководствовался, помимо прочего, вполне конкретными политическими соображениями: в империи оставалось сравнительно мало неженатых мужчин, а именно таковые были особенно полезны для укомплектования армии. Усматривая в целибатном христианине потенциально полноценного призывника, цезарь и стремился его обратить. Валентин же, в свою очередь, делал прямо противоположное: тайно венчая тех, кому родственники этого не позволяли, он неуклонно снижал боеспособность империи, за что и поплатился головой.

Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710—1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).

Правда, легенду о Валентине как авторе первой в истории валентинки придумали еще позже. Якобы сам Валентин был тайно влюблен в исцеленную им дочь тюремщика и перед казнью отправил послание своей возлюбленной, подписав его своим собственным именем (в отличие от последующих валентинок, которые нередко бывали анонимными). Эта легенда появилась уже в XX в. в лоне одной из фирм, специализировавшейся на выпуске продукции к празднику.

И всё же почему игровые обычаи любовного или матримониального содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые обряды, связанные с плодородием, хотя они и не были направлены на поиск будущего спутника жизни, а совершались супругами, не имеющими потомства, о чем подробно можно прочитать в «Фастах» Овидия (на 15 февраля). Однако вполне вероятно, что какие-то другие предвесенние языческие обряды в том регионе, где Валентинов день обрел известные нам коннотации, продолжали сохраняться в народных обычаях и тесно сплелись с этим днем календаря.

Уместен вопрос: почему же теперь литургическую память св. Валентина Пресвитера сменила в Римско-Католической Церкви память свв. Кирилла и Мефодия? Чем не угодил св. Валентин католической иерархии? Или она решила искоренить таким образом не вполне благочестивые обычаи, связанные с этим днем? Вовсе нет. Проводя реформу церковного календаря, Католическая Церковь руководствовалась целым рядом соображений, в частности, стремлением представить в Общем календаре тех святых, которые имеют подлинно общецерковное значение, и исключить из него многих из тех, о ком исторические сведения крайне скудны, сохранив их, тем не менее, в списках чтимых Церковью святых, но в качестве местночтимых. Дата для памяти свв. Кирилла и Мефодия была выбрана не случайно: именно 14 февраля 869 завершился земной путь св. Кирилла. Таким образом, литургического празднование св. Валентина исчезло из Общего календаря , сохранившись лишь в частных календарях некоторых мест. Кроме того, поскольку Кирилл и Мефодий почитаются Католической Церковью в числе святых покровителей Европы, на территории этой части света (включая и европейскую часть России) день свв. Кирилла и Мефодия имеет статус праздника, а стало быть — более высокий уровень почитания, не допускающий литургических празднований других святых (исключения составляют немногие места, где тот или другой св. Валентин почитается как покровитель города или местности, а также храмы, носящие имя одного из них и, соответственно, отмечающие в этот день престольный праздник).

Итак, в Католической Церкви нет общецерковного праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом. Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран: он широко празднуется как в католической Мексике, так и в православных по своим корням странах Восточной Европы, а еще бо льшую популярность обретает в совсем далеких от христианского мира странах Дальнего Востока.

Католическая Церковь никогда не высказывала своего отношения к этому феномену молодежной культуры в виде каких-то официальных суждений Ватикана. Есть разные, порой противоположные суждения отдельных епископов, священников или простых верующих. Наряду с критическими, можно встретить и нейтральные, и даже вполне одобрительные. Некоторые пастыри, работающие с молодежью, стремятся каким-то образом «воцерковить» сложившиеся обычаи Валентинова дня. Кое-где в США и других странах в этот день все-таки служатся мессы св. Валентину (каноническая основа таких литургических празднований остается спорной) с участием молодежи и с какими-то соответствующими молитвенными интенциями. Но это не более чем частные инициативы, вызывающие в Католической Церкви далеко не однозначную реакцию.

День Святого Валентина или День всех влюбленных, самый романтичный праздник, отмечают в большинстве стран мира 14 февраля — в этот день на протяжении более полутора тысяч лет люди признаются друг другу в любви.

Любопытно, что изначально празднование памяти Святого Валентина было установлено как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных.

Постепенно День Святого Валентина из католического праздника превратился в светский. Этот праздник многие отмечают с удовольствием, хотя он не числится в календаре среди официальных праздников.

История

День Святого Валентина существует более XV веков, но по языческим традициям праздники "Любви" пользовались популярностью еще в античные времена.

Так, в Древнем Риме 15 февраля каждый год отмечали праздник изобилия — Луперкалий — в честь бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад. А за день до Луперкалий отмечался праздник римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана.

© photo: Sputnik / Павел Балабанов

В этот день девушки писали любовные письма, которые помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил.

В античной Греции этот праздник назывался Панургии — ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской мифологии — Фавн) — покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. По мифологии Пан — весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью.

Сохранились сведения, что этот день называли также "Птичьей свадьбой", так как считалось, что птицы образуют брачные пары именно во вторую неделю второго месяца года.

Святой Валентин

Существует множество легенд, связанных с именем Святого Валентина. Наиболее красивая и романтичная из них — это история о христианском проповеднике, который в 269 году венчал легионеров римской империи с их возлюбленными, несмотря на запрет императора Клавдия II.

Для сохранения воинского духа императором был издан указ, запрещающий легионерам женитьбу, так как считалось, что женатый думает о том, как прокормить семью, а не о благе империи и воинских доблестях.

© photo: Sputnik / Максим Блинов

Романтическая акция "Рыцарь Любви"

Святой Валентин сочувствовал влюбленным и старался всячески им помочь — мирил поссорившихся возлюбленных, сочинял для них письма с признаниями в любви, дарил цветы молодым супругам и тайно венчал солдат.

Клавдий II, узнав об этом, велел бросить священника в тюрьму, а вскоре подписал указ о его казни. Ореолом романтики окутаны и последние дни жизни Святого Валентина.

Согласно легенде, в него влюбилась слепая дочь тюремщика, но Валентин, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства. Однако в ночь перед казнью 13 февраля написал ей трогательное письмо, где рассказал о своей любви. А девушка, прочитав послание уже после казнили священника, прозрела.

Предполагается, что именно оттуда берет начало традиция писать в День Святого Валентина любовные записки — "валентинки".

© photo: Sputnik / Игорь Зарембо

По версии католической церкви, Святой Валентин действительно исцелил слепую девочку — дочь сановника Астерия, который уверовал во Христа и принял крещение. Клавдий после этого приказал казнить Валентина. То есть Валентин пострадал за веру, а потому и был причислен к лику Святых.

Есть предположение, что Церковь ввела День Святого Валентина в противовес популярному языческому празднику Любви, который не смогли искоренить с приходом христианства.

Примерно в это же время появляется легенда, призванная объяснить, почему Святой Валентин покровительствует влюбленным.

Так или иначе, через двести лет Валентина провозгласили Святым, покровителем всех влюбленных.

Однако в 1969 году в результате реформы богослужения Святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви. Основанием для этого послужил тот факт, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом.

Валентинка

Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, которую отправил Карл, герцог Орлеанский своей супруге из лондонского Тауэра, где находился в заключении в 1415 году.

© photo: Sputnik / Артем Житенев

Участники флешмоба "1000 сердец"

Валентинки пользовались большой популярностью в XVIII веке, особенно в Англии. Ими обменивались в качестве подарков. Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами. К началу XX века с улучшением технологии печати рукописные открытки заменили печатными.

Сегодня в День влюбленных принято дарить друг другу валентинки в виде сердечек, с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками. В этот день также любят устраивать свадьбы и венчаться.

Традиции

В Европе этот праздник широко отмечают с XIII века. В Англии раньше вырезали деревянные "ложки любви" и дарили их своим любимым. Их украшали сердечками, ключами и замочными скважинами, что символизировало — путь к сердцу открыт.

Родоначальником традиции дарить возлюбленным именно красные розы считают Людовика XVI, который преподнес такой букет Марии-Антуанетте. По легенде, Афродита наступила на куст белых роз и обагрила розы своей кровью, так появились красные розы.

По древнему обычаю, в Англии и Шотландии накануне праздника, посвященного Святому Валентину, молодые люди клали в урну билетики с написанными на них именами молодых девушек. Затем каждый вынимал по одному билетику.

Девушка, имя которой доставалось молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", а он ее "Валентином". Это означало, что между молодыми людьми на год возникали отношения, подобные тем, которые, по описаниям средневековых романов, возникали между рыцарем и его "дамой сердца".

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Электроваленки для влюбленных установили в парке "Сокольники"

Согласно поверью, в Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца, становятся возле окна и смотрят на проходящих мужчин — первый мужчина, которого они увидят, и есть суженый.

Итальянцы 14 февраля называют сладким днем и дарят сладости и конфеты. Валентинки посылают по почте в розовом конверте без обратного адреса. В романтичной Дании обычно посылают друг другу засушенные белые цветы, а в Испании верхом страсти считается отправить любовное послание с почтовым голубем.

Во Франции в День Святого Валентина принято дарить драгоценности. В День влюбленных французы также проводят различные романтические конкурсы. Например, очень популярен конкурс на самую длинную серенаду — песню о любви. А еще именно во Франции впервые было написано послание-четверостишие.

Валерий Мельников

В Японии в День Святого Валентина, который стали праздновать в 30-е годы XX века, принято дарить мужчинам шоколад — обычно в виде фигурки святого Валентина. Это не столько признание в любви, сколько знак внимания.

Традиция дарить в этот день сладкое появилась с подачи одной крупной фирмы по производству шоколада. Кроме этого, японцы проводят конкурс на самое громкое и яркое любовное послание. Юноши и девушки взбираются на помост и кричат оттуда о своей любви.

День Святого Валентина в США стали отмечать с 1777 года. Традиция дарить в этот день подарки крепла с каждым годом и для некоторых стала достаточно успешным бизнесом. В начале XIX века у американцев появился обычай — дарить возлюбленным в этот день фигурки из марципана. А марципаны в те времена считались большой роскошью.

На постсоветском пространстве люди впервые обратили внимание на День Святого Валентина примерно два десятилетия назад. И только последние годы отмечают массово с валентинками, поздравлениями и признаниями в любви.

День всех влюбленных празднуют и в Грузии, несмотря на то, что в стране есть свой День любви, который отмечается 15 апреля.

© photo: Sputnik / Натия Цирекидзе

Любопытно, что грузинский День любви в свое время был введен как альтернатива Дню Святого Валентина, традиция отмечать который пришла в новые независимые государства из западных стран. Романтичные грузины, как многие другие страны, где есть свой альтернативный день Любви, на сегодняшний день отмечают оба праздника, по принципу, чем больше, тем лучше.

Но есть в мире страны, где на праздник Любви наложили табу. В первую очередь это Саудовская Аравия, которая является единственной в мире страной, где этот праздник официально запрещен, причем, под страхом больших штрафов.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

МОСКВА, 14 фев — РИА Новости. День святого Валентина из года в год отмечается в католическом и протестантском мире, однако на сей раз праздник совпал с началом католического Великого поста — Пепельной средой, поэтому вместо признаний в любви и романтических свиданий верующим предстоит покаянно молиться и в буквальном смысле посыпать голову пеплом.

Пепельная среда

Первый день Великого поста у католиков получил свое название от древнего обычая, по которому в этот день во время мессы священник в знак их покаяния наносит на лоб верующим знамение креста освященным пеплом пальмовых ветвей, произнося: "Прах ты и в прах возвратишься" или "Обращайтесь и верьте в Евангелие".

Обычай этот имеет ветхозаветные корни: в Библии говорится, что кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак сокрушения и покаяния в грехах. Священники в этот день совершают литургии в фиолетовых облачениях — этот цвет выражает покаяние и надежду на перемену жизни кающихся прихожан к лучшему.

Кроме того, в Пепельную среду принято соблюдать строгий пост. А тем, кто не смог в этот день участвовать в мессе, домашние обычно приносят освященный пепел и посыпают им их головы.

День святого Валентина

Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (Терни), почитается не только римско-католической, но и Русской православной церковью, день его памяти — 12 августа. Согласно легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Особенно широко День всех влюбленных отмечается в западном мире католиками и протестантами. С 90-х годов праздник укоренился и в России, правда, среди светских людей. Русская православная церковь дистанцируется от 14 февраля, считая День святого Валентина далеким от церковной действительности.

Что отметить?

По словам директора информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священника Кирилла Горбунова, почитание 14 февраля святого Валентина носит факультативный характер.

"В католической церкви 14 февраля празднуется память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этот праздник выше по рангу, чем воспоминания о святом Валентине, который является скорее местночтимым святым", — отмечает священник.

Однако в этом году католические верующие обойдут вниманием даже Кирилла и Мефодия. "На этот день выпадает праздник, который превосходит по рангу все прочие — первый день Великого поста. Поэтому весь день будет посвящен только вхождению в период покаяния, в пост", — подчеркнул собеседник агентства.

Папа римский — за Валентина

Папа римский Франциск любит благословлять новобрачных на счастливое супружество. А особенно в День святого Валентина. Каждую среду в Рим на аудиенцию к понтифику приезжают влюбленные пары со всего мира. Обязательная часть этой встречи — благословение новобрачных.

В День святого Валентина папа римский старается благословить как можно большее количество пар. А в 2014 году все желающие не смогли вместиться в отведенном для подобных встреч зале аудиенций имени Павла VI.

По желанию самого понтифика торжественное мероприятие в итоге перенесли на центральную площадь Ватикана перед собором святого Петра. Тогда папа римский во время специальной мессы в честь Дня святого Валентина благословил около 20 тысяч влюбленных из 28 стран мира.

Но в этом году понтифику придется отказаться от своего хобби. Согласно традиции, в первый день Великого поста голову папы римского пеплом посыпает один из старейших кардиналов во время богослужения в базилике святой Сабины на Авентинском холме в Риме.