Что такое пасха и как ее празднуют. Воскресение Христово: история и традиции праздника Пасхи

Давайте разберёмся с… Пасхой!

Уже даже нерелигиозные люди наверняка заметили, что в нашей жизни всё сильнее и громче празднуются многочисленные церковные праздники. Явление религиозной экспансии - это отдельная, большая тема. А в этом материале будет уделено внимание лишь одному церковному празднику - Пасхе, считающемуся самым главным событием христиан. В этом году этот праздник будет отмечаться 20 апреля. Кстати, в католических странах он отмечается обычно на 2 недели раньше. Странно, не правда ли?

Нашей целью является поиск всей правдивой информации о религиозном празднике Пасха. Анализ этой информации поможет выяснить, чей это праздник; кто и почему его празднует; какое отношение имеет к нему христианство и другие религии; каковы настоящие причины внедрения и навязывания нам этого и других религиозных праздников.

Почему наше внимание привлекла именно Пасха, а не какие-нибудь другие праздники? Потому что этот праздник считается самым главным у христиан, потому что праздник с этим названием имеется в нескольких религиях; и потому что между тем, что написано в Библии, и тем, что говорят об этом празднике попы, есть явные и принципиальные противоречия. Вот мы и решили выяснить этот вопрос раз и навсегда. В своих исследованиях мы будем опираться на текст Библии и на наш анализ этого текста.

2. Христианское определение праздника Пасха

В христианской религии праздник Пасхи определяется следующим образом:
«Пасха, день Воскресения Христова - самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нём заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха - это праздник праздников!..» (сайт «Пасха»).

«Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы…» (сайт «Завет»).

«Пасха (греч. πάσχα, от ивр. פסח‎ - песах, букв. с евр. «прохождение мимо»); в христианстве также Воскресение Христово (греч. Η Ανάστασις του Ιησού Χριστού) - древнейший христианский праздник; важнейший праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник)…» (Википедия).

Если не принимать во внимание откровенное словоблудие, которым грешат религиозные сайты, то здесь написано, что этот «древнейший христианский праздник» установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Однако это является ложью. Праздник Пасхи установлен гораздо раньше и совсем по другому поводу! И первоначально был установлен не для христиан, а для иудеев. И если бы Пасха была праздником воскресения Иисуса, а не его убийства, тогда везде должен был бы изображаться живой Иисус Христос, а не умирающий в муках на кресте. Наши попы нам лгут и тогда, когда утверждают, что воскресение Иисуса - «главное событие года для православных христиан»! В Библии чётко написано, что праздник Пасхи существовал ещё до распятия и воскрешения Иисуса Христа! Чуть позже мы это покажем и докажем…

Кроме этого, необходимо чётко и однозначно разобраться с термином «православное христианство».

Православие никогда не имело никакого отношения ни к какой религии. Православие - это часть ведического мировоззрения, ведического образа жизни наших Предков Славяно-Ариев. Но не религия. На Руси никогда не было религии. Православие - это жизнь по Прави, по правилам, соблюдение которых обеспечивало непрерывное эволюционное развитие. В этом и есть коренное отличие Православия от любой религии: Православие ведёт людей вверх, по пути развития и познания; а религия толкает людей вниз, к фанатизму и деградации - к молитвам и бесконечному выклянчиванию всего необходимого у очередного Бога.

Первой религией, появившейся на Руси, был Культ Дионисия (греческая религия), которую назвали христианством лишь в средние века, а точнее - в 16 веке. А Православие существует более 10 тысяч лет. Оно было создано для помощи в развитии людям, выжившим после мировой ядерной войны и последовавшей за ней планетарной катастрофы, произошедшей около 13 тысяч лет назад. Тогда произошёл и поворот земной оси, и «великий потоп», и «ядерная зима», и почти полное одичание всех, кто выжил после этого ужаса. Было разрушено практически всё, и стояла задача хотя бы выжить.

Знания были быстро забыты и утеряны за ненадобностью. И тогда те из наших Предков, кто сумел вовремя эвакуироваться с планеты на Вайтманах, Вайтмарах и через Врата Междумирья, придумали для выживших свод простых Правил, соблюдение которых позволяло не опуститься на уровень разумных животных, а постепенно вернуться на свой высокий уровень эволюционного развития, который был у Славяно-Ариев до Катастрофы. Вот это и есть Православие. Оно не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к какой-либо другой религии…

А то, что церковники стали называть себя «православными христианами» - это хитрость, а проще сказать - обман. Правдивую информацию о Православии они старательно уничтожали, и надеялись, что паства всегда будет тупо и послушно следовать за пастырями иудейского бога Иеговы. И какое-то время так и было. Но сейчас всё в корне изменилось. Неблагоприятное воздействие на Человечество «Ночи Сварога» закончилось, и люди начали просыпаться от ментального сна, в который они были погружены последнюю тысячу лет.

Кроме этого, произошли и другие важные события, имевшие определяющее значение не только для нашей планеты, но и для миллионов других обитаемых планет и цивилизаций во Вселенной.

3. Иудейское определение праздника Пасха (Песах)

В иудейской религии (иудаизме) праздник Пасхи (Песах) определяется следующим образом:
«Песах (ивр. פֶּסַח‎, букв. «миновал, обошёл», в ашкеназском произношении - Пейсах/Пейсох; арам. פִּסְחָא‎, Писха; по-гречески и по-русски - Пасха) - центральный еврейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля… В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью…» (Википедия).

Как видно из этого определения, у евреев праздник Пасхи был назначен для того, чтобы жертвоприношениями благодарить своего Бога Иегову за то, что он якобы пощадил иудейских первенцев, когда убивал в Египте всех остальных (т.н. 10-я казнь). В Библии об этом говорится так: иудейским рабам было предписано их Богом зарезать ягнят, и их кровью помазать двери своих домов, чтобы ангелы, когда будут совершать массовые казни, могли отличить дома «своих» от домов египтян. И вот якобы за эту услугу иудеи по сей день благодарят своего Бога жертвоприношениями и называют это словом «Песах»…

4. Откуда взялся христианский праздник Пасха?

Как видно из этих определений, причины появления и христианского, и иудейского праздников Пасхи совершенно разные. Мало того, эти общеизвестные причины не соответствуют действительности. На самом деле, причина появления иудейского праздника Песах несколько иная. Но мы не будем здесь её рассматривать. У нас тема несколько иная.

А вот причина появления христианской Пасхи нас очень интересует. Считается общепризнанным, что христианская Пасха появилась как праздник воскресения Иисуса Христа после жестокой казни на кресте. Вместе с тем, в Библии чётко указывается, что праздник Пасхи существовал ещё до распятия Иисуса.

Во-первых, в тексте самой книги Библии мы обнаружили ещё одно своеобразное Оглавление, помещённое почему-то в самом конце книги (мы имеем в виду книжку «Библия», Изд. «Библейские Общества», Москва, 1995. ISBN 5-85524-007-X). Это оглавление называется «Последовательность евангельских событий по четырём Евангелиям». Мы не будем приводить его полностью (оно занимает 11 страниц), а выпишем только некоторые заголовки:

Дела Господа Иисуса Христа в Иудее после искушения Его в пустыне до первой Пасхи
Дела Господа Иисуса Христа в Галилее по возвращении из Иудеи
Служение Господа Иисуса Христа от первой Пасхи до второй
События по пути из Иудеи в Галилею
Служение Иисуса Христа в Галилее
Служение Господа Иисуса Христа от второй Пасхи до третьей
Проповедь и чудеса Иисуса Христа в Галилее
События от третьей Пасхи до четвёртой - Пасхи страданий…

И Пасха эта была иудейская. В тексте Библии так прямо и сказано: «приближалась пасха иудейска…» (Иоанн 2:13).

Из этих заголовков видно, что карьера Иисуса Христа в Иудее и окрестностях продолжалась чуть более 3-х лет (от 1-й до 4-й Пасхи). После чего, он был зверски убит- распят на кресте. А потом он воскрес (он действительно был оживлён теми, кто его послал), и вот это событие якобы и явилось поводом для создания у христиан праздника Пасхи.

Как мы видим, здесь всё сильно искажено и перемешано: попы говорят одно, в Библии написано другое, а на самом деле происходило совсем третье или даже четвёртое. То, что иудейская Пасха существовала ещё до распятия Иисуса, сомнений не вызывает: исход из Египта действительно имел место за несколько тысяч лет до этого ритуального убийства. А считается, что именно это событие и празднуется иудеями в праздник Пасхи.
А вот попытка служащих церковной корпорации утвердить в наших головах мысль о том, что «христианская Пасха» - это совсем не то, что иудейская, является самой настоящей попыткой манипуляции сознанием, т.е. зомбированием! Этот «праздник» - один и тот же! Праздник жертвоприношения! И доказать это сегодня совсем несложно.

Для начала можно выяснить, где точно состоялась казнь Иисуса Христа?

Сейчас это сделать довольно просто. Например, на запрос «Где был распят Христос?» Google сразу выдаёт статью Ярослава Кеслера «Где был распят Христос и когда жил апостол Павел», в которой автор, прочитав Библию на английском языке, очень убедительно показывает, что Иисус Христос был казнён в Константинополе, а церковники - создатели иудо-христианства - подправили нужные места в различных переводах Библии, чтобы скрыть этот факт:

«…Царь-Град, Константинополь или Стамбул. Царь-Град и его лысая гора Бейкос… - это и есть место великой трагедии, напротив Gul Gata - т.е., по-шведски, «Золотых Ворот», место, превратившееся в «Голгофу» для Иисуса Христа (там же, кстати, расположена и колоссальная гробница, в которой, как считается, похоронен ветхозаветный Иисус Навин, который в западноевропейских вариантах Нового Завета называется просто Jesus, т.е. Иисус). Так что, согласно рассмотренной фразе из Евангелия, распяли Христа галаты-иудеи в Царьграде, а совсем не в нынешнем Иерусалиме…»

Ещё одно доказательство того, что убийство Иисуса Христа происходило в Константинополе, обнаружилось в книге Носовского Г.В. и Фоменко А.Т. «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Они сумели вычислить не только место (Константинополь), но и точную дату этого события - 16 февраля 1086 года! Именно в этот день и именно в этом месте одновременно произошло полное солнечное затмение (весьма редкое явление) и землетрясение.

А Николай Левашов сумел найти неопровержимые факты, объясняющие некоторые нестыковки, которые раньше не поддавались логике. Во 2-м томе своей автобиографической книги «Зеркало моей души» он приводит уникальную информацию, позволяющую расставить все точки над i в этой специально запутанной истории. Он нашёл доказательства того, что Иерусалим в 11 веке н.э. находился в Константинополе - столице Византии. Оказывается, слово «иерусалим» многие столетия означало не название города, а место, где в тот момент находилась ставка первосвященника:
«…всегда было несколько Иерусалимов, согласно числу первосвященников! Иногда правитель страны и первосвященник имели свои ставки в одном и том же городе, тогда этот город имел двойное название, светское - столица, а духовное - иерусалим!..» (Глава 5).

А ещё в этой своей книге Николай Левашов объясняет, кем в действительности был Понтий Пилат. В Библии написано, что он был Правителем, а не римским наместником. В 27-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели…» (Матф. 27:15). Здесь написано, что на праздник Пасхи был обычай отпускать одного приговорённого… А обычай - это то, что формируется веками. Значит Правитель той местности, где проходил суд и казнь Иисуса Христа, придерживался устоявшегося обычая отпускать одного из преступников на праздник Пасхи, который наверняка праздновался ещё дольше, чем существовал обычай.

Суд и казнь Иисуса произошла в Константинополе, значит, Правитель, упоминаемый в Библии, правил Византией (Ромеей), а не Иудеей, которая, согласно информации из Библии, занимала площадь всего 70х80 км, т.е. как обычный сегодняшний город средней руки. К тому же, в действительности никакой «Римской Империи» никогда не существовало, и никакие «римляне» Иудею не завоёвывали. Это подтверждается документально. Сказка об этой Империи была придумана для того, чтобы скрыть информацию о другой, настоящей Империи, реально существовавшей многие тысячи лет - о великой Славяно-Арийской Империи, которую в средние века стали называть Великой Тартарией.

Носовский и Фоменко выдвинули следующую, весьма логичную версию того, кем был Понтий Пилат: «Суд над Иисусом происходит у Понтия Пилата, то есть у Понтийского Пилата. Слово «пилат» в старом русском языке имело смысл «палач», «мучитель», отсюда русское слово «пилатить» - мучить, тиранить (В. Даль , см. «пилатить»). Таким образом, Понтийский Пилат - это Понтийский Палач, Понтийский Мучитель. Поэтому возможно, что евангельский Пилат - это не имя собственное, а должность.

Понтийский Пилат - это просто Понтийский судья, то есть государственный чиновник, который вершит суд и под чьим началом находятся палачи…»
А дальше в Интернете можно за пару минут найти того, кто был императором Византии в 1086 году н.э., т.е. того, кого в Библии спрятали за должностью «Понтий Пилат». В это время правителем Византийской Империи был Алексей I Комнин (около 1048-1118), который был византийским императором с 1081 по 1118 гг.

На миниатюре XII века изображён византийский Император Алексей I Комнин с Иисусом Христом.

Это является прямым доказательством того, что Иисус Христос жил в XI веке нашей эры и встречался с императором Алексеем I Комниным. А прямым доказательством того, что он былказнён в Константинополе, являются несколько картин, на которых изображено распятие Иисуса Христа на фоне морской бухты…

Антонелло да Мессина, «Распятие», 1475 г., Конрад Витц (Konrad Witz), «Распятие».

Таким образом, мы точно выяснили, когда и где имела место казнь Иисуса Христа: это происходило в столице Византии Константинополе, в 1086 году нашей эры. И теперь можно понять, почему в Византии тех лет праздновали Пасху, кто сидел в Иерусалиме, и, соответственно, почему «на праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника…».

В библейские времена на территории Ромейской (Византийской) Империи господствовал Культ Дионисия! Или, как его очень часто называли - греческая религия!

Во всех этих религиях Боги тоже умирали и воскресали. Все эти культы были копиями культа Озириса и создавались специально для того, чтобы с их помощью разделять людей, зомбировать и развязывать между ними религиозные войны.

Таким образом, всё становится на свои места: и празднование Пасхи в Константинополе в 11 веке н.э.; и наличие обычая отпускать узника на праздник; и время казни; и место казни. Остаётся только понять, что и «христианская» Пасха произошла оттуда же, откуда и «греческая» - из иудаизма, и к воскрешению Иисуса Христа не имеет никакого отношения!

5. За что убили Иисуса Христа?

Как ни странно, частично на этот вопрос тоже можно найти ответ в тексте Священного Писания, то бишь, Библии. Сначала, читая «Новый Завет», замечаешь, что «добровольная» смерть Иисуса Христа была не совсем добровольной, вернее - совсем недобровольной. Его жестоко казнили! Евреи принесли его в жертву своему «Богу» Иегове (он же Яхве) на праздник Песах!

Сразу же возникает вопрос ребром: да как они посмели казнить «сына божьего»? Бог же должен был бы сразу «стереть их в порошок»?! Совершенно верно! Так бы и было, если бы Бог был одним единственным, как утверждают попы, а Иисус Христос был его сыном. Или, если бы Иисус действительно был сыном того Бога, которого евреи почитают своим начальником. Вот тогда бы он им показал «кузькину мать»! Вернее, тогда бы они и не подумали его убивать. Не было бы, за что! Он был бы из той же банды, что и «папик», и действовал бы с ним заодно!

Однако Иисуса казнили! А это означает, что он не был из Иеговиной шайки, а был и его врагом, и зомбированных им иудеев. Об этом даже есть несколько чудных мест в Новом Завете, когда Иисус говорит иудеям «…ваш отец диавол…» и прочее. Следовательно, ни о какой добровольной жертве со стороны Иисуса с целью искупления чужих грехов не было и речи!

Да и вообще, если задуматься: с какой это стати некий нормальный Бог вдруг разрешил бы убивать своего единственного сына, наследника, ради того, чтобы на какой-то планете что-то там кому-то искупить? В эту незатейливую фантазию могут поверить только люди «религиозного умственного состояния».

На самом же деле, наши попы опять врут! Причём, врут отчаянно, в письменном виде, врут миллионам своих прихожан! Они тоже попали в ловушку Тёмных, которым служат: если они скажут правду, прихожане разбегутся, да ещё и крестами по физиономиям надают. И тогда церковная корпорация станет просто ничем, пустым местом. А они уже так привыкли к власти, привыкли сладко кушать и ни в чём себе не отказывать.

Возвращаясь к вопросу о причине ритуального убийства Иисуса Христа, можно и нужно сказать следующее. Из книг Николая и Светланы Левашовых, мы теперь многое знаем о личности и жизни Радомира (это настоящее имя того, кого когда-то обозвали Иисусом Христом, чтобы скрыть правду о нём). Радомир был сыном белого Волхва и ведуньи Марии, которые не имели к евреям никакого отношения.

К несчастью, в то время Тёмные оказались сильнее. Светлые Иерархи, возглавлявшие земную цивилизацию, не смогли адекватно противостоять хитрости, подлости и вероломству космических «шакалов» и их помощников. Иудеи схватили Радомира и предали его мучительной смерти - принесли в жертву своему Богу Иегове как раз на праздник Песах. И именно за это ритуальное убийство Светлого Иерарха такого уровня Иегова пообещал своим рабам-помощникам избавление от кармы во время их многовекового служения Злу.

6. Зачем нас заставляют праздновать религиозные праздники?

А действительно, зачем? Зачем нас теми или иными способами подталкивают к празднованию множества религиозных праздников? Неужели церковники действительно озабочены тем, чтобы мы хорошо отдохнули, чтобы были в хорошем настроении, чтобы были здоровы и счастливы? Чтобы у нас были здоровые, умные и счастливые дети? Ни в коем случае!

Как ни странно, церковники стараются держать свои стада в черноте, отчаянии и безысходности. А нужно им это для того, чтобы сломать волю людей, естественное стремление к Свету и к Жизни. Люди со сломленной волей не могут ничему сопротивляться, а способны только просить и умолять. Именно это и нужно нашим непримиримым врагам - Тёмным Силам - и веками работающим на них церковным старателям. Они зомбируют паству религиозным дурманом, приучают к пассивности и халяве (нужно только хорошо помолиться и попросить) и просто цинично всех подставляют. Это хорошо иллюстрируется угрюмой церковной атрибутикой и повсеместной рекламой распятого и окровавленного Иисуса Христа.

Казалось бы, зачем всех зацикливать на процессе мучений во время ритуального убийства любимого и почитаемого Бога? Но в этом и заключается весь смысл иудейской религии христианства. Этим они поддерживают свою ненависть к Радомиру, и одновременно приучают гоев (неевреев) к страданию, долготерпению («Иисус терпел и нам велел…»), отчаянию и безысходности, как и у гойского Бога - Иисуса Христа, преданного иудеями мученической смерти.

3. Откачивание энергии (жизненной силы) у множества людей

Вот такие простые выводы можно легко сделать из найденной и проанализированной информации.

Очень много картинок можно найти, если задать Google поиск картинок по запросу со словами «SEMANA SANTA». Вы будете поражены полученными результатами! Вы увидите не только огромные, безумствующие толпы людей, ежегодно в исступлении повторяющие страдания Радомира во время ритуальной казни. Вы увидите, что христианство - это религия смерти, и поймёте всю её смертельную опасность для каждого из нас и для всего Человечества…

Дмитрий Байда

Просмотры: 1 161

Пасха Христова. Сколько дней празднуется?

Пасха - самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: , (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи - самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе !» - «Воистину воскресе !». День Светлого Христова Воскресения для христиан - это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день ». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.

Событие праздника Пасхи: отрывок из Евангелия

Христианский праздник Пасхи - это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии, ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя, женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете того дня, который мы теперь называем воскресным . Они несли благовония, которые по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Исус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели - воскресенье . Каждое восресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой ». Воскресенье называется воскресеньем в честь восресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году - на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную . Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору , «Слове о Пасхе » святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. - ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 - ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 - ок. 235). Пасха крестная - воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной - радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей - шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие - в первое воскресенье после иудеев , поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор » между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На , созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского , все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия . Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в , согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями .

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу . Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года . Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи - круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) - повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом ». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира ». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг ». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина ».

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи , любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

Православная пасхальная служба

Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.

Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба , как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою ». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати », после каждения, Плащаница уносится в алтарь. У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие ».

После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити ». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» - недоумевают они.


Крестный ход на Пасху у старообрядцев

Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:

Х rт0съ воскрeсе и3зъ мeртвыхъ смeртію на смeрть наступи2 и3 грHбнымъ жив0тъ даровA.

После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день », составленный св. Иоанном Дамаскиным . Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе ». Народ отвечает: «Воистину воскресе ». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:

П л0тію ўснyвъ ћкw мeртвъ, цRь и3 гDь, триднeвенъ воскRсе, и3 ґдaма воздви1гъ и3з8 тли2, и3 ўпраздни1въ смeрть. пaсха нетлёніz, ми1ру спасeніе.

Перевод

Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты - пасха безсмертия, спасение мира.

Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» - «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив ». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом». В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай - на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках (повторяя каждый стих Евангелия несколько раз). Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России - на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане вспоминают, что владыка (Лакомкин) на Пасху читал Евангелие по-гречески.

Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», т.е. сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста.

Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника .

Кондак празднику

Ѓ ще и3 в0 гроб сни1де без8смeртне, но ѓдову разруши1въ си1лу, и3 воскрeсе ћкw побэди1тель хrтE б9е. женaмъ мmрwн0сицамъ рaдость провэщaвъ, и3 свои1мъ ґпcлwмъ ми1ръ даровA, и4же пaдшимъ подаS воскrніе.

(Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». апостолам своим преподал мир, падшим подаешь воскресение).

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (вплоть до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

С вэти1сz свэти1сz н0выи їєrли1ме, слaва бо гDнz на тебЁ восіS. ликyй нн7э и3 весели1сz сіHне, тh же чcтаz красyйсz бцdе, њ востaніи ржcтвA твоегw2 (поклон земной).

(Перевод: Осветись, осветись (paдостью) новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою).

Традиции празднования Пасхи у старообрядцев

У старообрядцев всех согласий - и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда.


Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году

На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга.


Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли крашенка, расписное - писанка, а деревянные пасхальные яйца - яйчата. Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой.


Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, - это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется , как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки - после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро .


Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех . Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы.

Праздник Светлой Пасхи - самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку.


Катание яиц - древнерусская пасхальная забава для малышей

На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые - катание крашеных (неосвященных) яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке - желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов! А «счастливчики» возвращались домой с богатым «урожаем» яиц.


Катание яиц на Пасху в Москвинской старообрядческой моленной (ДПЦЛ)

Для всех староверов, независимо от согласия, Пасха - это Праздник праздников и Торжество торжеств , это победа добра над злом, света над тьмой, это великое торжество, ангелов и архангелов вечный праздник, жизнь безсмертная для всего мира, нетленное небесное блаженство для людей. Искупительная жертва Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пролитая Им на Честном Кресте кровь избавила человека от страшной власти греха и смерти. Да будет «Пасха нова святая, Пасха таинственная », прославляемая в праздничных песнопениях, продолжаться в наших сердцах во все дни нашей жизни!

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, - это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Сюжет «Воскресение Христово - Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.



Сошествие во ад

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.


Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).


Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них - храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке . Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.


Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.


Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577-1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.


Старообрядческие храмы Воскресения Христова

1 февраля 2015 года в Рогожской слободе состоялось храма-колокольни Рогожского кладбища . Таким образом, ему было историческое имя. Именно во имя Воскресения Христова этот храм и был освящен 18 августа 1913 года, после того как на средства благотворителей он был возведен в честь дарования старообрядцам свободы вероисповедания. В 1949 г. храм был освящен во имя Успения Божией Матери, в таковом положении пребывал до 31 января 2014 года. Инициатива вернуть храму историческое имя была выдвинута предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви на Освященном соборе 2014 года.

Древлеправославной Поморской Церкви принадлежит действующий (г. Москва). Это первая старообрядческая церковь поморской общины (2-й Московской общины поморского брачного согласия), возведённая после манифеста о веротерпимости 1905 года в Москве. История у этого храма очень многострадальная. Сейчас продолжается реставрация храма на средства членов общины, при этом проходят службы.


Также в Литве в г. Висагинасе действует храм Воскресения Христова Древлеправославной Поморской Церкви.

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2017 году православные празднуют Пасху 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11–17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку - 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них - о несопраздновании с иудеями - изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Новопасхалисты и их учение

В наше время, в 2010 году, несколько членов Русской Православной старообрядческой Церкви усомнились в святоотеческом толковании апостольского правила о Пасхе и решили пересмотреть этот вопрос. Собственно, пересмотром занимался один только А. Ю. Рябцев , а остальные ему просто поверили на слово. А.Ю. Рябцев, в частности, писал (мы цитируем его слова частично, опуская явные домыслы):

… Нередко наша Пасха совпадает с последними днями еврейской пасхи, которая празднуется семь дней, и первое главное правило вычисления Пасхи нарушается… В современной практике мы иногда попадаем на последние дни еврейской пасхи.

А.Ю. Рябцев предложил запретить совпадение Светлого воскресения со всеми 7-ю днями иудейского праздника Пасхи и праздновать Православную Пасху по новым, им самим предложенным правилам. Сторонников этого учения стали называть «новопасхалисты » или «новопасхальники ». 1 мая 2011 года они впервые отметили Пасху по новым правилам в древнем пещерном храме на горе Тепе-Кермен в Крыму. После собора РПсЦ 2011 года, осудившего празднование Пасхи по новым вычислениям, новопасхалисты выделились в отдельную религиозную группу, существующую и поныне. В нее входит всего несколько человек. По-видимому, существует некая связь между этой группой и Г. Стерлиговым , также высказывавшим мысль об изменении дня празднования Православной Пасхи.

Пасха в России, как и в других странах, - праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха - главный несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти.

Произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует.

В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа.

История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства.

Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней. Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом.

Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший.

Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия.

Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и а воскресенье - днем радости.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед.

За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост.

Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила.

40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Заканчивается Великий пост Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы. В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!» Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии.

Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Пасха: традиции разных стран

Во многих странах мира верующие красят яйца и пекут куличи. Рецептов куличей большое множество, и в разных странах они отличаются также формой. Конечно, не в этом суть Пасхи, но это традиции, которые сопровождают праздник уже много веков.

В России, Болгарии и на Украине «бьются» крашеными яйцами.

В Греции в пятницу, предшествующую Пасхе, работать молотком и гвоздями считается большим грехом. В полночь с субботы на воскресенье, после торжественной службы, когда священник провозглашает «Христос Воскрес!», ночное небо озаряет грандиозный фейерверк.

В Чехии в понедельник, следующий за пасхальным воскресеньем, девушек бьют плетями в качестве комплимента. А они могут облить молодого человека водой.

Австралийцы делают шоколадные пасхальные яйца и фигурки разных зверей.

Украинские пасхальные яйца называются "писанки". Детям дарят чистые белые яйца, как символ их длинного и светлого жизненного пути. А пожилым - темные яйца со сложным узором, в знак того, что в их жизни было много трудностей.

Пасха в России несет свет и чудо в дома верующих. Освященным пасхальным яйцам нередко приписывают чудодейственную силу. Утром в воскресенье при умывании освященное яйцо кладут в таз с водой, и каждый член семьи должен умыться им, натирая щеки и лоб.

Красное пасхальное яйцо имеет особую символику. В Греции красный - цвет скорби. Красные яйца символизируют гробницу Иисуса, а разбитые - открытые гробницы и Воскресение.

Приметы на Пасху

У каждого народа есть свои уникальные приметы, связанные с этим днем. не всегда верит в них, но знать про это интересно.

У некоторых народов хорошей приметой считается в пасхальную ночь искупаться в источнике и принести этой воды в дом.

Накануне Пасхи в домах наводят порядок, готовят, пекут, но во многих странах грехом считается работать в субботу. В Польше приметы на Пасху запрещают работать хозяйкам в пятницу, иначе вся деревня останется без урожая.

Размышляя о том, почему толкование слова «пасха» объясняет величие жертвенности смерти Христа, верующий приходит к пониманию глубокого смысла догмата: телесное Воскресение Христова и есть основа веры. Для каждого верующего значение и смысл слова «пасха» многогранны, понятие это гораздо шире, чем просто название праздника. Основной смысл его ясен из чтения Священного писания, Евангелий: это воссоединение с Христом и воскресение к жизни вечной. Первоначально обозначавшее ветхозаветное событие, слово «пасха» расширяло своё значение, пока не наполнилось тем смыслом, которое мы вкладываем в него сегодня: очищение от грехов, победа над смертью и вечная жизнь.

Песах - так называется важнейший иудейский праздник, впервые описанный в библейском Ветхом Завете. Этимология слова «песах» связана с реальным историческим событием: исходом народа Израилева из Египта. Своё название праздник получил в честь спасения евреев от десятой казни, посланной Яхве для уничтожения всего первородного, от человека до скота, в домах египтян. Принесённая по велению Бога жертва и пометки кровью её на дверях домов спасли израильтян: Ангел смерти прошёл мимо домов с этим знаком, не тронув младенцев народа иудейского и поразив только младенцев египетских. В переводе с арамейского на русский ‏פס (песах) означает: «миновал», «прошёл мимо», «обошёл».

После чудесного избавления от гибели иудеи покинули Египет, дав обет отмечать этот праздник вечно, принося в жертву однолетнего непорочного ягнёнка в 14-й день первого месяца года. Обряд пасхальной трапезы был свидетельством главного события, о котором рассказывает ветхозаветная Библия, - Исхода евреев из плена Египетского, и жертвенный агнец также называется «песах».

Итак, ветхозаветное название «пасха» означает:

  • непосредственно праздник (иногда и примыкающая к нему неделя опресноков, не квашеного хлеба);
  • пасхальная жертва - непорочный агнец;
  • все жертвы, приносимые в честь праздника.

Ветхозаветный Песах, будучи праздником прохождения от смерти к жизни, в новозаветной Пасхе получил значение избавления всех людей от вечного рабства греха.

Новое время - новый смысл

События Страстной недели, описанные в Евангелии, происходят в дни Песаха. Кульминацией их стали слова Иисуса во время Тайной вечери: «Отныне я - агнец ваш, причащаясь моей плотью и кровью, вы получаете спасение своё». И суть этого праздника радикально изменилась после принесённой им жертвы: теперь Иисус заменил собой непорочного агнца. Вот почему для верующих понятие «пасха» толкуется прежде всего в духовном смысле и означает:

Второе истолкование слова «пасха» в значении жертвы, принесённой Господом, хорошо раскрывается словами апостола Павла: «Пасха наша, Христос». В привычном для нас звучании слово имеет греческое происхождение. Этимология его связана с историей миссионерской деятельности учеников Христа.

В то время, когда христианство уже распространялось за пределы Палестины, апостолы несли благую весть, обращаясь к представителям разных культур, в том числе и эллинистических общин. Если Евангелие Матфея было обращено прежде всего к иудеям и только позднее стало известно в переводе на греческом, то евангелисты Лука, Марк и Иоанн сразу избрали языком своих писаний койне - распространённый в то время в Римской империи, игравший роль средства межнационального общения разговорный вариант греческого языка.

Название праздника Песах из звучания на арамейском языке легко трансформировалось в произношение на койне: в этом языке существовал созвучный глагол «πάσχα», что в переводе на русский язык означает «страдать», «сострадать».

Пасха как символ Воскресения

И, наконец, слово «пасха» имеет ещё одно значение, знакомое и понятное каждому верующему с детства. Так назвали блюдо из творога, которое готовится только раз в год, к Светлому Воскресению. Это непременный .

В его оформлении нет ничего случайного, все детали подчиняются идее и смыслу празднования Воскресения Христова. Форма усечённой пирамиды символизирует Небесный Иерусалим, в котором Господь сам и Храм, и Агнец. Распятие и буквы ХВ на боковых и верхней сторонах означают, что Христос, приняв крестные муки, свершил затем чудо своим Воскресением.

Приготовленная с соблюдением всех традиций, с искренней молитвой и чистой душой, нарядно и обильно украшенная фруктами, сладостями, орехами, легчайшими миндальными хлопьями, пасха творожная - это символ блаженства и сладости райской жизни. Во время праздничной трапезы пасха замещает жертвенного агнца, напоминая и о жертве самого Христа. Вот почему без этого атрибута невозможно представить ни пасхальные яства, ни сам праздник Христова Воскресения.

Отмечая Пасху, зная какой смысл несёт в себе это слово, сегодня мы говорим об избавлении от плена греха, страданиях Христа, прохождении над смертью и Светлом Воскресении.

Вся 2000-летняя история христианства — это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан.

Хотя началось все значительно раньше, и традиция празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокое ветхозаветное прошлое.

Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Просьбы израильтян отпустить их, фараон неизменно оставлял без внимания. В последние десятилетия, предшествовавшие исходу евреев из Египта, рабство стало для них невыносимым. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, даже постановили умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.

Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа. И тогда последовали так называемые «10 египетских казней» — вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там. Это явственно говорило о Божественном презрении на избранный народ. Однако фараон не воспринял всерьёз пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой.

И тогда произошло следующее: Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища.

Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома. Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошёл мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.).

После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворождённых мужеского полу.

Ветхозаветное празднование Пасхи

Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» — «проходить», в значении — «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный.

Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду.

Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.

Агнца, который так и назывался — Пасха, семья была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый праздника. Эта трапеза была главным событием празднования.

Обязательно употреблялись в пищу горькие травы (в память горечи рабства), кашица из фруктов и орехов и четыре бокала вина. Отец семейства должен был рассказать за праздничным ужином историю исхода евреев из египетского рабства.

Пасха после завета

После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи теряет смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

В настоящее время точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения.

В Евангелии мы можем прочесть, что по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый недели» (после субботы). Этот уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских он был назван «воскресеньем». Нисан соответствует марту—апрелю.

Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно). В лунном календаре очень быстро накапливаются по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет.

В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный был Пасхой. Но уже во II—III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.

В IV веке Церковь приняла отмечать Пасху в первый воскресный после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю).

Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха. С тех пор этот «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.

Как праздновать Пасху

К Пасхе готовятся заранее. Самому главному празднику предшествует семинедельный пост — время покаяния и духовного очищения.

Непосредственно празднование начинается с участия в пасхальном богослужении. Эта служба отличается от обычных церковных служб. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоустого, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!»

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой Он вознёсся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.

По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок. С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыплёнок, который вылупится из этого яйца.

«Как может мёртвый воскреснуть? — последовал вопрос Тиберия. — Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо — яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом.

Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.

Значение Пасхи

Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идёт не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших.

Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него. Неизбежный конец человеческой жизни ведёт к встрече с Богом. В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече.

Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба.

До XVI православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей — Адама и Еву — они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя. Это же звучит и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мёртвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Значение воскресения Христа для делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Он всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».

Смерти нет. Эту радость апостолы возвестили миру и назвали её «Евангелием» — благой вестью о воскресении Иисуса Христа. Эта радость переполняет истинного христианина, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и главные слова его жизни: «Воистину воскресе Христос!».

Особенностью Евангелия Христова является доступность его понимания и исполнения заповедей вечной жизни для любой культуры, любого возраста и состояния. Каждый может найти в нем Путь, Истину и Жизнь. Благодаря Евангелию чистые сердцем видят Бога (Мф. 5, 8), и Царство Божие обитает внутри их (Лк. 17, 21).

Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения — Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет».

Начиная со дня Пасхи и до её отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием: «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!»