Праздник для первоклассников. Прощание с Азбукой



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией, плакат с надписью “Спасибо, тебе, Азбука!

Ход праздника

Под музыку "Маленькая страна" дети занимают свои места. Слайд 1-4

Учитель.

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала.
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда.
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Песня «Прощай, букварь!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой Слайд 5

1-й ученик. Слайд 6

Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
Если скуку ты оставил
И сомненья позади,
Если с другом не слукавил,
Заходи!
Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей скорее в класс
Заходи!

2-й ученик. Слайд 7

Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
Заходите, проходите,
Встретимся на празднике.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой.

3-й ученик.

Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник чтения.
Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!

– Ребята, прочитайте, что написано на доске: Слайд 8

СПАСИБО, АЗБУКА!

– Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу «Азбуку» и показать, чему научились.

Песня «Школьный рэп».

4-й ученик. Слайд 9

Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.

5-й ученик.

Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.

Ведущий : Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. (Слайд 10). И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука». Слайд 11.

Азбука – это старшая сестра Букваря.

Азбука, Кто знает, почему ее так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.

6-й ученик. Слайд 12

В середине февраля
В школе праздник букваря
Мы прочли его до корки
Нам по чтению – пятерки

7-й ученик.

В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый семафор.

8-й ученик.

В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.

Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.

9-й ученик.

Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.

10-й ученик .

Первоклассники рядами
Строгими идут!
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют.

11-й ученик.

Ежедневно по утрам
заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.

12-й ученик. Слайд 13

Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим (хором – звуки)
Звуки эти разные –
Гласные, согласные

13-й ученик.

Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.

14-й ученик. Слайд 14

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

15-й ученик.

Мы знаем буквы, знаем слоги…
Умеем говорить, считать…
И постоянно, понемногу.

Исполняется танец «Вальс» Слайд 15

Ведущий: Праздник начался. А самой главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте ее позовем!

Азбука. Здравствуйте, первоклассники. Вы меня звали? Слайд 16

Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная – «Азбука»:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без «Азбуки»!

Мальчик-первоклассник.

С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

Девочка-первоклассница.

Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Пропись» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Азбуке спасибо!
Мы узнали в «Прописи»,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».

Мальчик-первоклассник.

Дорогая Азбука!
Мы все тебе сказать хотим:
За все тебя благодарим.

Песня «Азбука» Слова З. Петровой, музыка А.Островского

Азбука. Дорогие ребята, я очень рада, что вы меня так любите! Но я вам принесла загадки о тех, кто помогал учить вас грамоте. Отгадайте, кто был моим помощником.

Азбука (читает загадки). Слайд 17-19 Приложение 1

Азбука. Вы, ребята, отгадали все мои загадки. Теперь можно отправляться в страну Букваренок. Все готовы к путешествию? Гласные готовы? Согласные готовы? А буквы, которые не обозначают звуков?

А ну-ка, буквы,
Стройтесь в ряд!
Я – командир,
Вы – мой отряд.
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы А.
Пары разводит паровоз,
Зажег два фонаря
И мчится в грохоте колес
По строчкам букваря.
Опоздать нельзя на праздник –
Это каждый знает.

Девочка-первоклассница

Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
Так садись в веселый поезд –
И помчим от А до Я.
Очень нравится мне скорость,
Очень нравится, друзья.
Буквы-значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном
Месте стоит,
И называется все – алфавит!

Песня «Алфавит» Р. Паулс И. Резник Слайд 20

Звучит песня А. Рыбникова «Азбука», учащиеся в костюмах букв выходят на сцену, рассказывают стихи про буквы. Приложение 2

Азбука. Станция “Сказочная”. Приложение 3 Слайд 21

В дороге помогает дружба, друзья. Мы приехали на станцию «Дружба ». Слайд 22

Под песню М. Пляцковского «Дружба крепкая» обучающиеся выполняют движения.

Учитель: Как правило, в дороге бывают и потери. Если что теряем, обращаемся в бюро находок.

Станция «Бюро находок ». Приложение 4 Слайд 23

Учитель:

Не надо ничего выбирать,
Науки все нужны и важны,
Чтобы хорошим человеком стать,
Надо все учить, все науки знать:
Музыку, Литературу,
Математику и Физкультуру,
Природоведение и Культуру.
Все надо учить - не лениться,
Это в жизни пригодится.
А чтобы не скучать,Всех приглашаю танцевать!

Танец "Утята"

А вот станция «Волшебная », где говорят только волшебные слова.

Учитель: Из набора букв нужно собрать слова, саписоб пжойалстуа йвсвруадтзет

Прочитаем полученные слова. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.) Как называются такие слова? (Вежливые.) А вы не забывае­те о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Давайте покажем, как научились читать; при чтении вам нужно будет ещё вставить подходящее вежливое слово. (Обучающиеся по цепочке читают текст.)

Ученики:

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит... (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы... (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече... (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим... (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ... (до свидания).
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова... (извините).
Дед про внучку говорил:
«Экая досада! Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы... (спасибо)».

Учитель:

Ставьте ушки на макушки.
Слушайте внимательно.
Мы для азбуки родной пропоем частушки.

Учащиеся поют частушки . Приложение 5

Мальчик-первоклассник. Слайд 32

Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо»!.
Расставаться нам пора.

Девочка-первоклассница

До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша Азбука научит тех,
кто в первый класс придет.

Мальчик-первоклассник.

Мы хотим сказать тебе спасибо.
Мы за всё тебя благодарим!
Говорим тебе мы: «До свиданья!»
«Здравствуй!» – новой книге говорим.

(звучит музыка входит Литературное чтение)

Литературное чтение:

Здравствуйте, ребята.
Поздравляю вас с первой победой.

Девочка-первоклассница

Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Россию,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!

Литературное чтение: Для торжественного посвящения первоклассников в юные читатели прошу первоклассников встать.

  • Обещайте, бережно относится к каждому учебнику, каждой книге.
  • Обещайте подружиться с книгой.
  • Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки.

Мы простимся с Азбукой, и рукой помашем,
И спасибо десять раз дружно хором скажем!

Учитель: Дорогие первоклассники! Слайд 33. В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.

(Вручение)

– Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости

Исполняется песня «Волшебная страна» Слайд 34

Используемая литература:

  1. Мастер-класс учителя начальной школы. – М.: Глобус, 2010.
  2. Успенский “Школа клоунов”.
  3. Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» Занимательные сценарии – М.: Аквариум, 1999.
  4. Савинова С. В. «Праздники в начальной школе» – Волгоград: Учитель, 2002.
  5. Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе» Сценарии, конкурсы, викторины. – М.6 Рольф, 1999.
  6. Филькина Л. В. «Четыре времени года» Сценарии детских праздников. – М.: Издательский центр ИПК и ПРНО МО, 1997.
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.

Урок-праздник "Прощание с азбукой"

Цель урока:

повторить изученные звуки и буквы,

формировать интерес к урокам чтения,

развивать мыслительные операции, речь,

творческие способности учащихся,

воспитывать умение работать в группе и слушать друг друга, проводить рефлексию.

Прогнозируемые результаты:

Закрепить у учащихся знание алфавита: последовательность букв, их правильные названия, знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку, родной речи.

Формируемые УУД:

Умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением.

Оборудование : праздничное оформление класса, интерактивная доска, слоги-слияния на карточках, проекты - алфавит в картинках, рисунки ребят, презентация.

Ход урока

Организационный момент

Звучит музыка «Чему учат в школе»

Постановка целей и определение темы урока

Учитель: Ребята!

Вы в школе полгода уже отучились,

Вы много успели и много узнали.

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книга - АЗБУКА.

И первые буквы она показала 1

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Учитель: - Чему же учила нас азбука?

Да, всего, чему учила “ Азбука”, не перечислить. И сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику.

Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Урок-путешествие.

Мы отправляемся в неведомую даль,

В страну под названием Азбука.

Вход в страну лишь тем открыт,

Кто знает алфавит,

Кто любит играть и мечтать,

Кто может смеяться

И трудностям не поддаваться!

Такие в классе сегодня есть? (Есть.)

Тогда в путь, друзья!

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор,

На зелёный светофор.

Так садись в счастливый поезд,

И помчим от А до Я.

Нынче в нашем классе праздник!

Славный праздник букваря!

А коль праздник, значит и веселье.

А что за веселье без задорной русской частушки!

Дети поют «Частушки» 2

«Частушки»

1.Мы собрали в зале всех,

но не для потехи,

Мы сегодня рапортуем

про свои успехи.

2.Мы в нарядах нынче новых

И у всех счастливый вид.

Ведь сегодня мы досрочно,

Изучили алфавит.

3.Топни ножка – нога,

топни правенькая,

Азбуку я изучила,

хоть и маленькая.

4.Разбудите меня ночью

в самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

без одной запиночки.

5.Почему у малышей

мокрые реснички?

Потому что в Азбуке

кончились странички.

Все: Мы простимся с Азбукой

и рукой помашем,

И спасибо десять раз

дружно хором скажем.

1 станция “Алфавитово ”.

Итак, наша первая станция “ Алфавитово”.

Учитель: Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке,

Каждый знает своё место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну, а ты теперь сумеешь 3

Повторить все 33?

Ну-ка встали буквы в строй.

Строй, как строй, да не простой.

Он зовётся…(азбукой).

Гласные, здесь?

Согласные здесь?

Буквы, которые не обозначают звука, здесь?

Разминку начинай!

Стих. 33 родных сестрицы

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы.

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А Б В Г Д Е Ж- прикатили на еже.

З И К Л М Н О -дружно вылезли в окно.

П Р С Т У Ф Х -оседлали петуха.

Ц Ч Ш Щ Э Ю -Я все теперь мои друзья!

Познакомьтесь с ними, дети,

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

1 ученик: Это русский алфавит

Буква к букве в ряд стоит.

2 ученик: Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

3 ученик: 33 весёлых буквы, ни одной забыть нельзя –

Нам помогут то, что слышим, 4

Сделать видимым, друзья.

4 ученик: Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку –

Получился… алфавит!

Ребята, хорошо ли вы знаете алфавит?

Какая буква в алфавите на первом месте? Какая на последнем? Почему «Я» последняя?

Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

А эта буква оттого

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте.

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

Расположите буквы в алфавитном порядке:

Работа в группах

Капитаны получают по 6 карточек со словами. Каждый игрок берет одну карточку. Дети должны встать так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке:

1. апельсин, виноград, груша, слива, яблоко.

Дополнительное задание: назвать эти предметы одним словом.

2 станция “ Слоговая ”

Учитель: Молодцы! Первую станцию мы прошли. Будем продолжать наше путешествие?

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

И сегодня слог и слово

К нам явились на урок.

1) Разделите слова на слоги

Буквы, слова, азбука, предложение 5

2) Составьте из данных слогов слова:

РО ЧА ТУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЛЫ КА ШИ МЫ ЖИ ЧУ (роща, свеча, кричу)

Учитель Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И мы добрались до следующей

3 станции «Грамотей»

На какие правила эти слова?

В сочетаниях ЧА и ЩА пишем только букву “А”!,

ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ пишем только с буквой “И”!

4 станция «Ударение»

Поставьте в словах ударение:

Алфавит, барабан, свёкла, щавель

5 станция “Музыкальная”

Песня "Азбука"

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

За руки возьмёмся, вправо повернемся,

Широкими шагами по кругу мы пойдём.

Похлопаем в ладоши, потопаем немножко,

Покружимся на месте и заново начнём.

Попрыгаем, потопаем, покружимся, похлопаем.

6 станция «Словарная»

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

Игра “Доскажи словечко”

Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй) 6

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте … (добры)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Меня … (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … (до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо).

Незаметно, мы добрались до

7 станции “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

Соединим мы два – три слова

И предложение готово.

Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.

Для вас на этой станции приготовлено задание.

Оно не очень легкое, но я думаю, что вы справитесь.

Предложение наоборот”.

Теанз огонм тот, театич огонм отк.

(Кто много читает, тот много знает) 7

Стих. Берестова «Читалочка»

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

8 станция “Литературная”

Литературная викторина.

1. Красная кепочка. (Красная шапочка.)

2. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

3. Луковый мальчик. (Чипполино.)

4. Приключения Зазнайки и его друзей.

(Приключения Незнайки и его друзей.)

5. Редька. (Репка.)

8 станция “Сюрпризово”

Учитель: Итак, мы подошли к концу нашего маршрута. Последняя станция называется Сюрпризово.

1.Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

2.-До свидания, учебник!

Тех, кто в первый класс придет. 8

3.-Азбуку прочли до корки,

Нам по чтению Пятерки!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

У - до - сто - ве - ре - ния!

4.В том, что “Азбуку”

Полный курс наук

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки!

Учитель: Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.

Вручение дипломов и медалей об окончании азбуки.

Поздравление родителей.

И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.

Учитель. Теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо.

Дети хором: “За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!”

Песня «Прощание с букварём»

Учитель. Скоро мы начнём учиться по новой книге. Поприветствуем её.

Здравствуй, гостья дорогая!

Приходи сюда скорей!

Расскажи нам про Отчизну,

Про природу, про друзей,

Что живут на всей планете,

Расскажи про всё на свете!

Рады мы с тобой дружить!

Будем дружбой дорожить!

На доске появляется обложка учебника “Литературное чтение”. Дети хором читают название нового учебника.

Учитель. Эта книга поможет узнать вам много интересного, неизвестного.

Игра «Да», «Нет»

Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет « или «Да» 9

Азбука дала вам знанья,

Они с вами навсегда.

Самый первый свой учебник

Помнить будете вы? (Да)

Впереди ребят ждут книги,

Знаний принесут вам свет.

Они любят аккуратность.

Будете вы рвать их? (Нет)

Книги многое расскажут,

Не обманут никогда.

Нужно только быть прилежным.

Будете лениться? (Нет)

Будь ты с книгой аккуратен,

Сохрани на много лет.

Не рисуй, не ставь в ней пятен.

Все тебе понятно? (Да)

Прочти книгу с интересом,

В каждой книге есть совет,

Книга станет лучшим другом.

Друга бросите вы? (Нет)

Знайте каждая из книжек,

Словно яркая звезда.

Книги знайте и любите.

Будете беречь их? (Да)

Учитель:

Подошёл к концу наш праздник небольшой,

Увлекательного чтения вам желаем всей душой.

Вам, девчонки! Вам, мальчишки!

С книгой ладить и дружить!

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить!

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех!

За азарт соревнования, обеспечивший успех!

Вот настал момент прощания,

Будет краткой моя речь10

Говорим мы: “До свидания, до счастливых новых встреч!”

Сценарий праздника «Прощание с Азбукой» в 1 классе

Клишина Людмила Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Попереченская СОШ»

Описание работы : Данная методическая разработка представляет собой подробный сценарий праздника, проводимого по окончании изучения первоклассниками первой учебной книги «Азбука». Сценарий может быть полезен учителям начальных классов, родителям и всем, кто принимает участие в организации школьных праздников. Сценарий содержит игры, увлекательные задания, песни, частушки, стихи.
Цель: создать условия для повторения и закрепления знаний детей по курсу «Обучение грамоте», поддержания интереса к учёбе.
Задачи : формировать умение общаться, развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать положительное отношение к чтению; уважительное отношение к учителям, родителям.
Оборудование: празднично украшенный класс: шары, надпись «Прощай, Азбука!», выставка рисунков «По страницам Азбуки», музыкальное оформление, проектор, компьютер.

Ход праздника Вступительная часть .( Слайд 1) Звучит песня «Чему учат в школе», дети рассаживаются. Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! В нашем классе снова праздник, а отмечаем мы сегодня нашу первую победу - завершение изучения первой учебной книги «Азбуки», мы прощаемся с Азбукой. Но расставание наше не грустное, а весёлое, ведь вы, ребята, научились читать и можете прочесть любую книгу.

Верным помощником в этом вам стала, (Слайд 2) Первая главная книжка. Первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам. Буквы потом сложились в слова, Слова – в предложенья и фразы. Огромный и красочный мир тогда, Открылся, ребята, вам сразу. Вам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!

1 первоклассник

Мы сегодня вам расскажем,

И, конечно же, покажем,

Что нам Азбука дала,

Как учила нас она.

2 первоклассник

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3 первоклассник

Мы знаем буквы, знаем слоги,

И постепенно, понемногу

4 первоклассник

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней каждый из нас привык.

5 первоклассник
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах АЗБУКИ.


6 первоклассник
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к февралю,
И за это все ребята
Благодарны АЗБУКЕ!


7 первоклассник
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в АЗБУКЕ.

8 первоклассник

Смех и слезы, радость и печаль

Довелось нам испытать,

Но стараний наших нам не жаль:

Первоклассники исполняют песню

Песенка об АЗБУКЕ (Слайд 2) Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Учитель

А знаете, откуда взялось название АЗБУКА? Что оно значит?

Давным – давно наш алфавит открывала буква А, но называлась она тогда по-другому – аз. Вторая буква похожа на нашу букву Б – буки . Отсюда и название первой учебной книги азбука.

Учитель

А кто из вас помнит, кто написал и напечатал самый первый русский букварь ? ( С амый первый букварь был напечатан около 400 лет назад (во Львове, в 1574 г.) Иваном Фёдоровым (основателем книгопечатания на Руси). (Слайд 3)

Проходят годы – букварь постоянно видоизменяется.

Появляются новые буквари (возможно, какие-то из представленных на слайде знакомы нашим гостям).Но Букварь всегда останется первой ступенькой в огромный мир знаний.

А сегодня мы ещё раз совершим путешествие по страницам АЗБУКИ.

1 станция «Алфавитово» (Слайд 4)

1 задание - «Алфавитово»

Учитель

- Познакомим наших гостей с буквами нашего русского алфавита. Назовите гласные, из них хитрые. Сколько их?

Согласные звонкие, глухие, твёрдые и мягкие. Сколько их?

Какие буквы не являются ни гласными, ни согласными?

Молодцы!

2 задание - «Алфавитово» (Слайд 5)

- Догадайтесь, о каких буквах нашего русского алфавита идёт речь в стихах /

Узнайте букву.

(Предлагается выйти детям с теми буквами, о которых идёт речь в стихах).

1. Утром на траве росою

Эта буква заблестит.

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р)

2. Эта буква на морозе,

Как оса ужалить может.

Ну а в мае на берёзе

Жук её узнать поможет. (Ж)

3. С этой буквой, добрым другом,

Долгою дорогой в дом

День за днём, назло недугам,

Даже под дождём идём. (Д)

4. Эту букву паровоз

На своей трубе привёз.

Губу вытяни в трубу

И получишь букву … (У)

5.Эта буква бодрым шагом

В бой идёт под барабан.

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б)

6.уква эта знаменита –

Стоит в начале алфавита. (А)

Вот все буквы перед вами – каждый может их назвать.

А теперь вам эти буквы в слово надобно собрать.

Дети собирают слово «дружба»

Дети хором: «Дружба »

Получилось слово «дружба»

С ней дорога не беда.

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

Первоклассники исполняют песню «Дружба»

1Дружбa крeпкaя нe слoмaeтся,

Нe рaсклeится oт дoждeй и вьюг.

Друг в бeдe нe брoсит,

Лишнeгo нe спрoсит,

2Мы пoссoримся - и пoмиримся,

Нe рaзлeй вoдoй - шутят всe вoкруг.

В пoлдeнь или в пoлнoчь

Друг придeт нa пoмoщь,

Вoт чтo знaчит нaстoящий, вeрный друг!

3.Друг всeгдa мeня смoжeт выручить,

Eсли чтo-нибудь приключится вдруг,

Нужным быть кoму-тo

В трудную минуту

Вoт чтo знaчит нaстoящий, вeрный друг!

2 Станция «СЛОГОГРАД (Слайд 6) 1 задание - «СЛОГОГРАДА»

Следующая станция «Слогоград»

Под ольхой в тени ветвей

Серый еж собрал гостей.

Но внезапно за бугром

Громкий-громкий грянул гром.

Гости все свалились с кочки,

Разлетелись на кусочки.

1,2,3,4,5,

Помогите их собрать!

(На доске появляется таблица)

Мед ка

Бар тел

Дя ведь

Бел са

Ли яц

За сук

Кто же из вас, ребята найдёт зверей - гостей?

3 Станция «Незнайкина» (Слайды 7 -12 )

К нам пришло письмо от Незнайки. Он учился сочинять стихи и вот что у него случилось?
Неизвестно, как случилось,
только буква заблудилась,
заскочила в чей-то дом,
и хозяйничает в нём.
1) Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
2) Синеет море перед нами, летают майки над волнами.
3) Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.
4) Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки (сушки)
5) На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
6) Закричал охотник: - «Ой! Двери гонятся за мной».

В круг, ребята становитесь будем все мы танцевать

Дружный танец непростой, а зовётся Лаватой.

Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та –

Танец веселый наш, это Лавата.

Своеобразным запевом являются слова ведущего, например:

«У меня ушки хороши, а у соседа лучше!»

В этом случае дети ходят хороводом, держа друг друга за уши.

Каждый раз ведущий дает новое «задание», и дети берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т.д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.

Ведущий1 (Слайд13)

Эй, подружки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Ведущий 2.

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

(Девочки исполняют школьные частушки.)

1Навострите ваши ушки,
Слушайте внимательно.
Пропоём мы вам частушки
Очень замечательно!

2Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

3Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

4Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!

6Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!

7Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

8Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали

4 станция «Учебная» (Слайды 14 - 17) Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками.

5 станция «Вежливости» (Слайд 18) - Знаете ли вы волшебные слова, слова вежливости

Игра «Доскажи словечко»

    Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче …(здравствуй)

    Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет)

    Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста)

    Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте … (добры)

    Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня … (извините )

    Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … (до свидания)

    Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо).

Учитель: Какие вы молодцы!

Да, ребята собрались в нашем классе просто замечательные. И у вас всё получается, потому что вы вместе шагаете по дороге знаний. (Слайд 19) Дети исполняют песню "Учиться надо весело"

1
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний
Шагайте смелей!
Чудесные встречи
И добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

Припев
И песенка, и песенка
В дороге пригодится.
Учиться надо весело,
Учиться надо весело!
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться!

2
По лесенке знаний
Вы сможете скоро
Достичь недоступной
Морской глубины,
Спуститься под землю,
Взобраться на горы
И даже дойти до Луны.

Припев

6 станция «Фольклорная .»

Следующая станция Фольклорная

У вас на столе карточки со словами. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица. (Азбука – к мудрости ступенька.)

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Аукцион пословиц)

1.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

2. Не нужен и клад, когда в семье лад.

3.Век живи, век учись.

4.Повторение – мать учения.

5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

6.Нет друга – ищи, а нашёл береги.

7.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8 Ученье – путь к уменью.

9.Труд кормит, а лень портит.

10. Старый друг лучше новых двух.

11.К аков мастер, такова и работа.

12. Терпенье и труд всё перетрут.

13. Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.

14.Делу время, а потехе час.

15. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

17. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

18. Жить – Родине служить.

19. Без труда хлеб не родится никогда.

20.Делу время, а потехе час.

    Пришла пора прощаться (Слайд 22)

Нам с Азбукой, друзья!

Хоть трудно расставаться

Признаюсь честно я.

«Азбуке» поставим «пять»!

Позади нелегкий труд

Слогового чтения.

Нам сегодня выдают Удостоверения

3.В том, что Азбуку прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтем любые книжки! (выдаются удостоверения)

- Сегодня вам всем вручаются удостоверения, подтверждающие, что вы действительно изучили все 33 буквы русского алфавита и научились читать и писать, а ещё книги на память об этом замечательном дне! Теперь вы сможете их прочитать самостоятельно. (Вручает книги ) Читайте! Растите умными детьми!
Удостоверение Настоящее удостоверение выдано ____ ФИ_ученика______ в том, что он с 1 сентября 2014 года по 27 февраля 2015 года изучал АЗБУКУ в МКОУ «Попереченская СОШ» в 1 классе.
За это время он изучил 33 буквы русского алфавита, научился складывать буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, т.е. ЧИТАТЬ!!!
Учитель_____________ Клишина Людмила Николаевна

с. Поперечное

Поздравление от родителей.

Учитель: Ребята, давайте на прощание Азбуке споём. Песня «Азбука» - исполняют первоклассники. Слова З. Петровой, Музыка А.Островского
1. Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2. Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибки – точно.
Припев.
3. Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев. (
первый куплет повторяется) (Слайд 23) - Я ещё раз поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! А ешё: Не робейте, не грустите,

К новым знаниям идите!

В добрый путь!

Дети хором: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех

Говорим мы: «До свидания!»

До счастливых новых встреч!

- Наш увлекательный праздник подходит к концу, приглашаю вас за наш праздничный стол. (Чаепитие) .

Цели утренника:

    подведение итогов изучения «Азбуки»;

    воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;

    привлечение внимания к книге, обобщение знаний о прочитанных сказках;

    развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, стремления к самовыражению;

    формирование коллектива.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник – праздник прощания с Азбукой. Наши ребята закончили первую учебную книгу – "Азбуку”. Совсем недавно, первого сентября, они переступили порог школы и стали учениками. За это время все научились читать, считать, писать и дружить. А научила ребят этому – "Азбука”. Сейчас мы расскажем нашим гостям, чему мы научились.

Слайды 2 – 7.

Слайд 8.

Ученик 1:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

Ученик 2:

Мне учиться очень нравиться,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.

Ученик 3:

Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Ученик 4:

Я с этой книгой в первый раз
Пришла в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.

Ученик 5:

Ученик 6:

И как мне радостно сказать
Умею я теперь читать!
И вот за это говорю
Спасибо книге – Азбуке!

Учитель. Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране АБВГДейке. Слайд 9. Но как, же быть, без Азбуки мы не можем туда отправиться! Может быть что – то случилось. Давайте позовём её все вместе.

(Дети зовут: Азбука! Азбука!)
(Входит Баба Яга)

Баба Яга: Вот и я, заждались меня, сладенькие, здрасти!

В: Кто вы, бабушка?

Баба Яга: Кака-така бабушка? Я – Азбука, не видешь што ли? Вот чай написано. (Азбыка.)

Ведущий: Азбука? Что-то не верится?

Баба Яга: Не верится, не верится, поверится!

Ведущий: Ну, тогда, ребята, давайте скажем Азбуке: «Здравствуй, Азбука!»

(Дети здороваются.)

Баба Яга: Здрасти, здрасти!

Ведущий: Азбука, испытай ребят, дай им задание.

Баба Яга: Да не брала я у них ничего, ничего им и не дам! Хитрые какие, дай им чего-нибудь, ничего у меня нет, вот смотрите.

Ведущий: Нет, Азбука, ты не поняла. Задай детям, какой-нибудь вопрос.

Баба Яга: А, ну так бы сразу и сказала. Щас, задам. (Думает.) А я ничего не знаю, чё спросить-то?

Ведущий: Признавайся, кто ты?

Баба Яга: (всхлипывая.) Ой, Бабулечка я, Ягулечка! Живу я одна, ничего не знаю, нигде не бываю, ни с кем, кроме Кащея, не дружу. Была правда на новогоднем празднике у кого-то, так они нас с Кащеюшкой чуть снежками не завалили. До сих пор бока болят. Хочу быть на празднике. А меня никто не пригласил, вот я и решила схитрить, а вы узнали, значит, вы хитрее. Я сдаюсь, только не бейте, я старенькая!

Ведущий: Ну что вы, бабушка! Мы никого не собираемся бить. И если хочешь, то, конечно, оставайся с нами на празднике, только не обманывай больше никого.

Баба Яга: Хорошо, хорошо, не буду и тут в сторонке тихонько посижу.

Ведущий: Хорошо, ну а Азбуки-то до сих пор нет. Давайте позовём её ещё раз.

(Дети зовут.)
(Входит Азбука.)

Азбука:

Вот и я, мои друзья!

Рада вам, рада вам очень я!

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучите на «пять»

Без всякого труда.

Песня «Азбука».

Азбука: Я очень рада, что вы все собрались сегодня здесь ради меня. Поздравляю вас, ребята, с первой школьной победой. Желаю успехов в овладении знаниями.

Ведущий: Итак, можно начинать наше путешествие.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит

И называется … (Алфавит).

Ведущий: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от "А” до "Я”.

Азбука.

Есть принимать парад!
А, ну-ка, буквы,
Встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд.
Гласные, согласные
Буквы, которые не обозначают звуков,
Встаньте вместе в ряд.

Слайд 10

Азбука: Это – русский алфавит. Буква к букве в ряд стоит.

Песня «33 родных сестрицы».

Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете буквы. Отныне и навсегда они ваши верные друзья и помощники.

Ведущий: Благодаря Азбуке вы узнали все эти буквы, узнали многое о буквах. А что интересного, и о каких буквах вы знаете? (Ответы детей.)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Что это за буквы, что вы о них можете сказать? Слайд 11

А об этих буквах, что можете сказать? Слайд 12

Что можете рассказать о ъ и ь? Слайд 13

Предложение состоит из … (слов).

Слова делятся на … (слоги).

Мы слышим и произносим … (звуки).

Пишем и видим … (буквы).

Сколько в слове гласных, столько и … (слогов).

Наша речь состоит из … (предложений).

Назовите шипящие звуки (ш, ж, ч, щ.)

Какие орфограммы с этими буквами вы знаете? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

– Мы убедились, что ребята многое знают о буквах.

Азбука: Конкурс. Из рассыпавшихся букв надо составить слова. На магнитной доске – хаотично расположены буквы: С, С, С, О, О, О, А, А, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е

Ведущий: Ребята, сегодня у вас праздник, все хотят вас поздравить. Вот и сказочные герои прислали вам поздравления. Сейчас вы должны будете угадать, кто прислал поздравления (Мойдодыр, Козлята, курочка Ряба, Алёнушка, Муха-Цокотуха, Колобок, Маша).

Слайд 14 - 20

Ведущий: Молодцы, отгадали. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. Вы многому научились, изучая буквы. И первая наша остановка Загадкино. Покажем Азбуке, как вы умеете отгадывать загадки.

Слайд 21 - 23

Ведущий: Одновременно с чтением наши первоклассники учились писать буквы, и очень трудно было заставить буквы стоять ровно, не выходить из строки. Об этом наша сценка.

Сценка «Палочки-выручалочки».

Ведущий: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. И следующая наша остановка Сказочная.

1.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль») Слайд 24

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок») Слайд 24

3. Послушав лисьего совета,

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал

Лишь хвост бедняга потерял. («Лиса и волк») Слайд 25

4. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна-лягушка») Слайд 25

Баба-Яга: Ух, какие умные тут дети! Нет, запутаю, все перепутаю! Сказки вы читаете. А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. Слайд 26-28

1. «Снежная принцесса» («Снежная королева»)

2. «Желтая кепочка.»(«Красная шапочка»)

3. «Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)

4. «Свеколка» («Репка»)

5. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»)

6. «Приключения Знайки и его друзей» («Приключения Незнайки и его друзей»)

Азбука: Вы хорошо отвечали, правильно. Бабуля ты довольна?

А теперь давайте поиграем. Игра называется «Хлопалки».

Хлопают все здесь присутствующие;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто ни разу не опаздывал на уроки;

Только те, кто любит каникулы;

Только те, кто любит учиться;

Только те, у кого отличное настроение. Молодцы!

Ведущий: Следующая станция – Музыкальная. Слайд 29.

Исполнение частушек на школьную тему.

    Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Развеселые частушки

Споем вам обязательно!

    Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня наконец-то

Изучили алфавит!

    Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

    Буквы гласные мы любим,

И всё больше с каждым днём.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поём!

    Буквы в Машиной тетради
    Не стоят, как на параде,
    Буквы прыгают и пляшут,
    Маше хвостиками машут.

    Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом «проглочу»!

    Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

8. У частушки есть начало,

У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал.

Прямо скажем – молодец!

Ведущий: Ребята, вы многому научились. Но вы уже поняли, что учить уроки это трудное дело, которое требует усидчивости, терпения, старания. Чтобы всё получилось нельзя отвлекаться, но случаются и такие ситуации как в стихотворении Б.Заходера «Вредный кот».

Сценка «Вредный кот».

Ведущий: А теперь мы на станции Бюро находок. Слад 30.

Задание «Собери пословицу».

Пословица – это меткое изречение.

(Азбука – к мудрости ступенька. Век живи, век учись. Делу время, потехе час. Написано пером, не вырубить топором.)

Задание «Фразеологизмы»

– Что такое фразеологизм? (Фраза со значением)

Назови к каждой фразе – значение

    Яблоку негде упасть. (Очень тесно.)

    Как рыба в воде. (Хорошо, свободно себя чувствовать.)

    Льёт как из ведра. (Проливной дождь)

    Первая ласточка. (О появлении первого, хорошего)

    Слышно, как муха пролетит. (Очень тихо)

    Сел в галошу. (Потерпел неудачу)

Ведущий: Следующая станция – Волшебная . Слайд 31. Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят, ведь они так важны и нужны всем, кто хочет говорить правильно и красиво. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова? Кто хочет их назвать? (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте и другие.)
– Как называются такие слова? (Вежливые) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать.
(Дети выбирают себе листочки с текстом и читают по очереди.)

1. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо).

2. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста)

3. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Азбука: Ребята, вы молодцы, а давайте ещё поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, поднимая руку, как на уроке. Кто ошибётся, встает.

Кто из вас не любит скуки?

Кто здесь мастер на все руки?

Кто одежду бережет, под кровать ее кладёт?

Вещи кто хранит в порядке?

Кто рвёт книжки и тетрадки?

Кто из вас благодарит?

Кто спасибо говорит?

Поднимите руки, дети,

Кто слова не знает эти?

Ведущий: Вот мы и прибыли на последнюю станцию – Конечную . Азбуке мы сегодня говорим:

Дети (хором) «Прощай!». Слайд 32.

Ведущий: Скоро вы будете учиться по новой книге. Слайд 32.

Азбука: Это ваш новый учебник, которому я уступаю своё место. Теперь он вас дальше поведёт по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите.

Вот и пришла пора проститься,

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И Азбуку не забывать!

А на память я дарю вам закладки для новой книги. (Вручает и уходит ).

Ведущий: Наше путешествие заканчивается. На память об этом дне, когда вы закончили читать свою первую книгу, я хочу вас поздравить и вручить Удостоверения читателей.

Вы прочли «Азбуку» до корки,

Вам по чтению – пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения:

Вам сегодня выдаю –

Удостоверения!

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

Награждение учащихся дипломами. Слово для поздравления родителям. Вручение подарков – книг, шаров.

Исполнение песни «Чему учат в школе». Слайд 33.

Разработка логопедического утренника «Праздник Букваря»

Первоклассники входят в зал под музыку песни «Наташка - первоклашка»

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)


Первоклашка, первоклассник,
У тебя сегодня праздник!
Он серьезный и веселый
Встреча первая со школой!

Был вчера еще просто ребенком, Ничего не поделаешь тут, Называли тебя дошколенком, А теперь первоклашкой зовут. Припев.

Все пока в образцовом порядке, И вопрос ни один не возник. Ни помарочки нету в тетрадке, Чист, как синее небо, дневник! Припев.

Пусть на плечи ложатся заботы, Но тебе ли от них унывать. С понедельника и до субботы Будешь знания ты добывать…

Показ презентации «Чтобы праздник был в радость»

Ученик: Дорогие гости! Милые родители!

Первоклассников своих послушать не хотите ли?

Ученик: Мы пришли нарядные, мы пришли красивые.

Полюбуйтесь вы на нас, гости наши милые

Вместе: Собрались мы здесь не зря.

Сегодня – праздник Букваря!

Ведущий: Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник и поэтому у всех нас замечательное настроение.

Да, букварь – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Букваря – нет. Давайте, ребята, позовем его.

Вместе: Бамбара, чуфара, лорики, ёрики,

Пикапу, трикапу, скорики, морики.

Ветерок повей. Флаг на мачте рей.

Дорогой Букварь, приходи скорей.

Входит Букварь (девятиклассник) в шляпе в горошек с надписью «Букварь».

Букварь: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Букварь!

Букварь: Я вас услышал и пришел.

Мне с вами было хорошо.

Ценил я каждую минутку,

Влюбился в вас я не на шутку.

Приятно было вас учить

Но знаю, что пришла пора нам расставаться.

Давайте ж будем весело и тепло прощаться.

Ведущий: Спасибо, Букварь, что ты нас посетил.

Мы ждали тебя из последних уж сил.

Мы для тебя приготовили трон

Надеемся, будет удобно на нем.

Вместе: Ты посиди, полюбуйся на нас.

А мы о тебе поведем свой рассказ.

(Дети усаживают Букварь на кресло и читают стихи)

Ученик: Букварь – это первая книга моя.

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учил.

Радость открытий мне подарил.

Ученик: Потрудились мы немало,

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоты начало –

На страницах букваря.

Ученик: Смех и слёзы, радость и печаль,

За эти месяцы удалось нам испытать

Но стараний наших нам не жаль

Ученик: Был наш путь не очень долог

Незаметно дни бегут

А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

Ведущий: Кто любит музыку и песни,

Тому живется интересней.

И в день прощанья с Букварем

Ему мы песенки споем.

Исполнение детьми песни «Прощай, Букварь!» на слова и музыку Людмилы Мельниковой

Мой букварь, мой друг надежный,

Расстаемся мы теперь.

В новый мир большой и сложный

Для меня открыл ты дверь.

Расстаемся с букварем,

Песню мы о нем поем!

Много радостных событий

Ты мне щедро подарил.

К миру радостных открытий

Ты ступенькой послужил.

Раскрывал тебя как чудо,

Наступил прощанья срок.

Никогда я не забуду

Первый твой большой урок.

Букварь: Спасибо вам, ребята, за тёплые слова.

Вот даже от волнения кружится голова.

Но я не могу продолжать праздник без своих помощников.

Ведущий: А кто они?

Букварь: Сейчас увидите.

Эй, помощники, друзья,

Выходите все сюда.

(Выходят пропись, карандаш, ручка, тетрадь)

Пропись: Я верною подругою, друзья, для вас была.

Сегодня попрощаться на праздник к вам пришла.

Терпению, старанию я вас всегда учила.

Письменными буквами писать вас научила.

Карандаш: Я – другой приятель ваш –

Проворный черный карандаш.

В тетрадях палочек ряды –

Мои упорные труды.

Чем вы со мной дружнее,

Тем палочки ровнее.

Ручка: Кто дружить со мной готов,

Тот не пожалеет,

Сколько он хороших слов

Написать сумеет.

Тетрадь: У меня обложка синяя,

На любой странице линии,

Чтоб помочь ученику

Ровно вывести строку.

Ведущий: Кажется, ещё вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители и гости, на своих детей – как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помогла им в этом их первая учебная книга «Букварь» и его помощники: пропись, ручка, карандаш, тетрадь. Они научились быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

Исполняется песенка о крепкой дружбе на слова М.Пляцковского, муз.Б.Савельева

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой" - шутят все вокруг. Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь, Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.

(Слышится стук в дверь).

Ведущий: Кто там?

Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес телеграмму для ребят 1 класса.

Ведущий: Ой, мы так рады, нам ещё никогда не присылали телеграмм!

Печкин: Только я вам её не отдам!

Ведущий: Это почему же? На телеграмме написано: Илишевская школа-интернат, 1 классу. Значит нам!

Печкин: А потому, что у вас документов нет. Почем я знаю, может это 2 или 3 класс?

Ведущий: Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет … Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! «Классный журнал» называется. Здесь и печать есть, и все фамилии детей в алфавитном порядке, и фамилия учителя 1 класса! (Показывает журнал, Печкин внимательно изучает)

Печкин: Всё равно не отдам. Потому что за посылку расписываться надо, а вы ещё маленькие, неграмотные.

Ведущий: Да как это неграмотные? Да мы весь Букварь закончили, всё изучили. Все ребята научились писать, хорошо читать. Правда, ребята? Кто возьмёт на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина? (Один ребенок расписывается).

Печкин: Ну, теперь всё. Вот вам ваши телеграммы, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания! (Печкин уходит).

Ведущий: Дети, нам на праздник прислали телеграммы сказочные герои. Послушайте и отгадайте, кто же их отправил.

1. Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с праздником Букваря! Приехать не могу. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко … (Мышка из сказки «Курочка-ряба»).

2. Поздравляю с окончанием букваря! Приехать не могу. Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби … (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»).

3. Скоро буду на празднике. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл … (Колобок из русской народной сказки «Колобок»).

4. Сможем приехать, если спасете. Нас съел серый волк … (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

5. Поздравляю с праздником. Приехать не могу. На балу потеряла одну туфельку … (Золушка из сказки «)

6. Приеду, когда найду свой букварь … (Буратино из сказки Ш.Перро «Золотой ключик или приключения Буратино»)

7. Поздравляю. Приехать не могу. Много больных зверей … (Доктор Айболит из сказки «).

8. Поздравляю всех с праздником Букваря. Не ссорьтесь. Давайте жить дружно … (Кот Леопольд из сказки «).

9. Сяду на пенёк, съем пирожок … и скоро буду на празднике (Медведь из сказки «Маша и медведь»).

10. Стучу-стучу носом по тарелке, но ничего не попадает … (Журавль из сказки (Лиса и журавль).

Поздравление первоклассников учащимися 3 класса с песней на мотив песни «Голубой вагон»

Время наше быстро улетело вдаль,

Очень жаль, что быстро всё прошло.

Повстречались с Букварём недавно мы,

А теперь прощание пришло.

Скатертью, скатертью,

Знаний путь стелется,

И упирается

Прямо в небосвод.

Многое, многое,

Нам узнать хочется,

Получать знания

Будем каждый год.

Говорим мы Букварю «Прощай» сейчас

К мудрым книгам мы узнали путь,

Вы, родители, порадуйтесь за нас

Припев:

Букварь: Ребята, покажите мне, как хорошо вы научились читать.

Ведущий: Видите, на экране телевизора загадка Букваря. Прочитайте и отгадайте.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё это – (хором) алфавит!

Игра «Алфавит».

Игра выявляет, насколько хорошо знают дети порядок букв в алфавите. Первоклассники получают карточки со словами, а ученик 2 (3 или 4) класса должен построить учащихся так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке. Затем назвать эти предметы, одним словом:

Ворона, голубь, дятел, кукушка, сорока;

Белка, волк, ёжик, лось, медведь;

Апельсин, банан, груша, лимон, яблоко.

Танец первоклассников под песню «Смешарики-нолики».

Игра «Угадай буквы».

1. Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (Буква Ж)

2. В этой букве нет угла,

От того она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (Буква О)

3. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (Буква З)

4. Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (Буква А)

5. Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась … (Буква Ю)

6. Хорошо известно всем:

Где метро, там буква … (Буква М)

7. Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой … (буква Ф)

8. Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я - это мы».

А между тем

Получилась буква … (Буква М)

Букварь: Ах! Забыл совсем друзья,

Что представить должен я,

Тех, кто на смену мне придёт,

Ведущий: Давайте позовём наши новые учебники - Литературное чтение и Русский язык (Дети хором зовут).

Литературное чтение: Я – «Литературное чтение».

Вам моё почтение!

Полистай мои страницы.

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Русский язык: Я люблю учить детей.

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Ничего от вас не скрою,

Все секреты вам открою!

Ведущий: (Вручает первоклассникам учебники: русский язык и чтение). Также вы будете ходить в библиотеку, чтобы получить интересные для вас книги для чтения. Я надеюсь, с книжками вы будете обращаться бережно и аккуратно. Теперь я прошу всех первоклассников принять клятву читателей.

Читает клятву:

Брать книги только чистыми руками. - Клянемся! Обернуть книгу, вложить в нее закладку. - Клянемся! Не перегибать книгу при чтении. - Клянемся! Вовремя возвращать книгу в библиотеку. - Клянемся!

Поздравление первоклассников учащимися 2- 4 классов с песней про книги на мотив «Песенки Мамонтёнка».

Я книгу читаю – она друг надёжный!

Ответ на вопросы найти я хочу.

Ответы найти я хочу (2 раза)

Пусть книга научит,

Пусть книга расскажет.

Пусть верный путь в жизни она нам укажет.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были неграмотны дети!

(2 раза последние две строчки)

Её не заменит компьютер и видик.

Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.

Ведь чтение книг и наука –

Надёжное средство от скуки.

Припев:

Ведущий: Ну, вот и перевёрнута

Последняя страница,

Теперь уже не с Букварем

Будем мы учиться.

Ученик: Ты, Букварь наш, отдохни.

Ты на полке полежи.

В школу в сентябре опять

Первоклассники придут.

И страницами твоими

В царство грамоты войдут.

(За сценой организуют громкий плач)

Ведущий: Что такое? Что случилось?

Почему так огорчилась?

Ученик: Жалко с Букварём прощаться.

На второй год хочу остаться.

Но жалко с вами расставаться.

И жалко с Букварём прощаться.

С ним было так чудесно!

С ним очень интересно!

Мы познакомимся с баснями и песнями.

Букварь нам заменит «Литературное чтение»

С ним так интересно нам будет с тобою.

И библиотека откроет нам двери,

И самые лучшие книги доверит.

Гляди веселее и слёзы утри,

Нас столько чудесного ждёт впереди.

Ученик: Раз так, то и я с букварём попрощаюсь.

И вместе со всеми, сейчас улыбаясь,

Скажем очень громко (хором): «Прощай, Букварь!»

Хотя расставаться с тобой очень жаль.

(Букварь прощается и уходит)

Ведущий: А сейчас, слово для поздравления предоставляется зам. Директора по учебной работе, Казихановой Л.Ф. (Выступление завуча, под музыку вручаются удостоверения об окончании Букваря).

Ведущий: Спасибо, Лилия Фарвазетдиновна за тёплые слова …

Ведущий: А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся (Под музыку вручаются подарки).

Надпись на титульном листе книги:

Дорогой друг!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет

Совсем не знает скуки

Отгадывание ребусов по слайдам.

Игра «Грамматическая арифметика».

ШИНА – А + ЕЛЬ = (Шинель)

РАМА – МА + ДУГА = (Радуга)

КАР + знак препинания = (Карточка)

Группа поющих людей + насекомое = группа танцующих людей (хоровод)

Нота ФА + необходимая приправа = растение из семейства бобовых (фасоль)

С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = (Скот)

Топливо + вечнозелёное дерево = животное (Газель)

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (Бабочка)

Игра «Наборщик».

Составьте из букв слова ИГРУШКА (игра, рука, груша, круг, шар, уши, шкура, рагу, рак)

Игра «Звук заблудился».

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Сели в ложку (лодку) и – айда! –

По реке туда – сюда.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

Закричал охотник: «Ой!»

Двери (звери) гонятся за мной!»

На волке (полке) – сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Работа с пословицами.

1. Отгадайте пословицу по двум словам:

Свет, тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма)

Пером, умом (Красна птица пером, человек умом)

Ищи, береги (Нет друга – ищи, а найдешь – береги)

Не умею, научусь (Не говори – не умею, а говори – научусь)

Руки, скуки (Умелые руки не знают скуки)

2. Доскажите пословицу:

Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)

Все за одного, … (один за всех)

Повторенье - … (мать ученья)

Друзья познаются … (в беде)

Век живи - … (век учись)

Исполнение песни «Чему учат в школе» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)