День святого валентина происхождение праздника. Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет Кто такой Валентин

В последние годы в России стал популярен заграничный праздник, день святого Валентина. Так кто был святой Валентин, и откуда пошли современные обряды и традиции? Как возник этот праздник?

Сегодня Католическая Церковь признает трех различных святых-мучеников, назваемых Валентин (Valentine) или Валентинус (Valentinus). Валентинов день получил свое название еще в VII веке, хотя по существу его стали отмечать гораздо раньше. Сейчас этот день празднуется во многих странах, однако происхождение праздника многим неизвестно.

По одной из версий, много лет назад христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен. С тех пор он считается покровителем влюбленных.

Еще одна легенда относится к тому времени, когда Рим был языческим. Она повествует о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо.

Очередная легенда совмещает в себе две предыдущие. Рассказывают, что Валентин, будучи епископом Терни, выказывал юным влюбленным особое расположение - помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам. Арест его был вызван якобы тем, что римский император Юлий Клавдий II (Emperor Claudius II) не позволял солдатам имперских легионов влюбляться и жениться, решив что лучшим солдатом может быть только солдат, который не имеет ни жен, ни детей, а Валентин тайно венчал легионеров. Валентин бросил вызов Императору и продолжал совершать обряды бракосочетания среди молодых людей, держа в секрете факт самого бракосочетания. Когда это стало известно, Император приказал казнить священника. В соответствии с легендой Валентин фактически сам послал первую "валентинку". Находясь в тюрьме, Валентин влюбился в молодую девушку, дочку его тюремщика, которая приносила ему еду и посещала его в течение всего тюремного заключения. Перед смертью, как утверждается в легенде, он написал ей письмо, которое подписал "От Твоего Валентина" (From your Valentine) - выражение, которое используется в "валентинках" на западе до сих пор. Oтcюда и откpытки – «валентинки», и cам пpаздник.

Приняв мучительную смерть, настоятель Валентин был причислен к лику святых, в 5 веке нашей эры римский папа Геласиус объявил 14 февраля днем Святого Валентина. Его мощи, сохраненные до наших дней, хранятся в Шотландском городе Глазго в Римско-католической церкви благословенного Джона Данса в одном из пределов в специально отведенной нише. 14 февраля тысячи людей всех возрастов приходят сюда и коленопреклонно просят Святого Валентина о любви.

День Святого Валентина празднуется, напоминая о годовщине дня смерти Святого или даты его похорон, которые, согласно историческим данным, состоялись около 270 года нашей эры. С тех пор влюбленные почитают Святого Валентина и считают его своим заступником.

Более исторически обоснованной версией является утверждение, что Христианская Церковь начала праздновать День Святого Валентина в середине Февраля в попытке "христианизировать " празднования старинного языческого фестиваля Luperci. Не секрет, что в том же 5 веке нашей эры подобным образом на место Сатурналий было "назначено" Рождество . В древнем Риме Luperci был официальным началом весны и считался началом духовного очищения.

В это время в домах осуществлялись ритуальные уборки: дома подметались, посыпаясь затем солью и пшеницей, называемой "спелт". Языческий праздник Luperci посвящался плодородию и изобилию и праздновался язычниками 15 Февраля.

Начиная фестиваль Luperci, приверженцы язычества должны были собираться у священной пещеры, где Ромулус и Рем, когда были детьми, были спасены волчицей, называемой Lupa. В этот день все молодые женщины писали свои имена на кусках пергамента и бросали их в большой сосуд. Каждый из городских холостяков должен был выбрать кусок пергамента с именем, таким образом становясь парой для этой женщины на текущий год. Такие союзы часто заканчивались браком.

В 498 году, когда папа объявил день Святого Валентина, римская языческая лотерейная система романтических свиданий была отменена и стала считаться антихристианской и противозаконной. Позже, в средние века было широко распространено поверье, что 14 Февраля начинается сезон щебетания птиц.

В память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, в этот день принято дарить друг другу поздравительные открытки - «валентинки» - в виде сердечек, с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками. Письменные «валентинки» появились в XV веке.

Наиболее старинная "валентинка", существующая сегодня была написана герцогом Чарльзом Орлеанским его жене в то время, когда он был заключен в Лондонский Тауэр, после поражения в битве при Агинкурте. Послание, которое было написано в 1415 году, можно увидеть сегодня в Британском Музее в Лондоне.

В Великобритании День Святого Валентина стали праздновать в семнадцатом веке. В канун праздника святого Валентина английская молодежь победнее устраивала что-то похожее на брачную лотерею. Молодые люди вытягивали билетики под названием «валентины» с именами возможных брачных партнеров. Это было что-то вроде гадания, подталкивавшего молодых людей к браку.

Аристократия до таких игр не снисходила, но зато соревновалась в дороговизне, отсылая любовнице как можно более дорогой подарок 14 февраля , дарить подарок жене в День святого Валентина считалось аморальным.

В суровой и пуританской тогда Америке бедный святой Валентин был позабыт на все XVII и XVIII века. И не удивительно: американские пуритане, не признающие забавы, запретили праздновать даже Рождество и Пасху, не видя в Святом Писании разрешения в эти дни лентяйничать и пировать. Общенациональных праздников практически не было. Столь популярный среди сегодняшних американцев День благодарения считался праздником Пресвитерианской церкви, День святого Патрика был праздником ирландским, День независимости способствовал политическим прениям, а не веселым застольям и играм. На этом безрадостном фоне в 30-е годы XIX века вдруг появился с розами в руках прелестный Валентин, покоритель сердец, рутины и скуки.

Из туманной Англии он был перевезен издателями и продавцами книг и литографий, изготовителями почтовой бумаги и письменных принадлежностей. Все они надеялись, что Валентин принесет им доходы не меньшие, чем их английским коллегам.

К середине восемнадцатого века широко распространился обмен между друзьями и любовниками маленькими знаками любви и подарками с надписями. К концу века карточки заменили письма. Бумажные «валентинки» были особенно популярны в Англии: их делали из цветной бумаги и подписывали цветными чернилами, вырезали или прокалывали маленькими булавками в виде кружева, окрашивали через трафарет. В начале XIX века началось серийное производство «валентинок».

К XIX веку Валентин стал в значительной степени самозванцем - Церковь от него отвернулась, государству он был не нужен. Бедный святой окончательно потерял божественный статус, и его стали звать просто Валентином. Но это ему не повредило - с распространением печати и изобретением почтовых открыток слава Валентина превзошла любые ожидания. Открытки-валентинки содержали целый язык любви: розы означали страсть, ромашки - невинность, незабудки клялись в верности, а церковный шпиль намекал на брак. Его покровителем стала коммерция. Чуть ли не за месяц до праздника газеты помещали рекламы магазинов, продающих открытки в честь любвеобильного святого. Кроме сентиментальных и романтических, открытки бывали и карикатурные, насмехающиеся над всевозможными пороками адресата - робостью, страхом перед браком, заносчивостью или чрезмерной разборчивостью. И те, и другие открытки часто посылались анонимно, что создавало дополнительное развлечение.

По словам журналистов того времени, в День Валентина кухарки не готовили, служанки не служили, гувернантки не учили, а все потому, что ждали почту. Все это смешило Чарльза Диккенса, который в 1850 году, работая в журнале «Слова домашнего обихода», написал заметку о почте, которая раз в году оказывается заваленной письмами с изображением сердец и стрел в золотом тиснении, купидонов, утопающих в бумажных розах, кавалеров в голубом и нимф в розовом и прозрачном.

К середине XIX века Америка догнала и перегнала Англию, когда День Валентина сделался самым популярным праздником Нового света. В этот день затянутые в корсеты американские девушки могли расслабиться: на День Валентина им тоже позволялось посылать открытки, зло шутить и быть инициативными в отношениях с мужчинами. Мужчины же могли проявить слабость - застенчивым давался шанс узнать по почте и в игривой форме, будет ли он принят избранницей. Это был день карнавала, и даже самые талантливые поэты той поры отказывались замечать, что чувства выражались штампованными купидонами, а стихи на открытках бессовестно рифмовали «Валентина/ картина» и «любовь/ кровь». Вскоре поздравления и подарки стали посылать друг другу не только молодые влюбленные, но и друзья, и родственники, так что доход от продажи валентинок возрос еще больше.

Современные влюбленные все чаще поздравляют друг друга виртуальными «валентинками». Кроме «валентинок», в этот день принято дарить своим любимым цветы, чаще всего розы.

В соответствии с данными Американской Ассоциации Поздравительных Открыток считается, что ежегодно в мире, исключая страны Восточной Европы, посылается до одного миллиарда "валентинок", что делает День Святого Валентина вторым по величине праздником после Рождества и Нового года по количеству посылаемых открыток. Приблизительно 85% всех "валентинок" покупаются женщинами.

В Европе этот день отмечается «со всей серьёзностью» - открытки, сувениры, духи, конфеты, драгоценности в виде алых сердечек буквально запруживают магазины. И конечно же красные розы – символ любви. И лица людей, сбросивших скучные маски респектабельности, становятся открытыми, радостными, более человечными. Каждый народ отмечает день Святого Валентина по-разному. Британцы, например, в этот день посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным.

Япoнцы же оказалиcь бoлее opигинальны - oни пеpеделали 14 февpаля в cвoеoбpазнoе «8 Маpта для мужчин», кoгда пoдаpки пoлучает в ocнoвнoм cильный пoл. В некоторых странах незамужним женщинам возлюбленные дарят одежду. Если девушка приняла подарок, значит, она согласна выйти замуж за этого человека.

В Россию праздник пришел сравнительно недавно: наиболее массово и открыто он стал отмечаться с начала 1990-х годов.

15 января 2003 года мэрия и епископ города Терни передали святыню - частицу мощей святого Валентина - Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Инициатива принадлежит настоятелю кафедрального собора итальянского города Терни епископу Винченцо Палья. По его словам, это событие – «дар братской любви».

Русская православная церковь отмечает память Святого Валентина 12 августа. Также на Руси покровителями семьи и брака издревле считаются святые Петр и Феврония, а с недавних пор также родители Сергия Радонежского - преподобные Кирилл и Мария.

В заключение хочется привести слова поэта Владимира Высоцкого:
"Я поля влюбленным постелю,
пусть поют во сне и наяву,
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю, - и, значит, я живу.

Михаил Ефимкин, православный:

«Несмотря на то, что я православный и знаю, что официальные представители церкви не слишком любят этот праздник, мне кажется, что ничего крамольного в нем нет. По большому счету этот праздник вообще не церковный, а светский. Просто замечательно, когда существует особый день в году, когда можно уделить побольше времени любимым, подарить подарки, признаться в своих чувствах. Хотя, собственно, зачем ограничиваться одним днем, для выражения лучших чувств подойдет любая дата. Главное, чтобы чувства были искренними, а любовь - непроходящей».

Алексей Волков, католик:

«На мой взгляд, в первую очередь, это праздник западной культуры, а потом уже конфессиональный, . На протяжении моего детства наше общество было закрыто от влияния Запада, поэтому церковь была всего лишь храмом, а не частью католической субкультуры. И для меня это такой же «новый праздник», как для любого рожденного в СССР.

Эти обычаи уже стали для всех нас нормой.

Мне кажется, что чем меньше мы задумываемся, что это за праздник - католический или православный, тем больше просто радуемся жизни и любим друг друга».

По словам священника, православным не возбраняется дарить "валентинки" и признаваться в любви - но ведь это можно делать каждый день! Фото: АиФ / Анна Румянцева

Отец Яцек Птоломеуш Кучмик OFM, настоятель католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске:

«Святой Валентин в нашей традиции - действительно покровитель влюбленных, но влюбленных в Господа Бога. Конечно, праздник, отмечаемый 14 февраля, исключительно светский, а не религиозный. Поэтому комментировать его я не буду - я не разбираюсь в светских праздниках. 14 февраля никакой особенной службы в нашем приходе не будет - будет обычная служба. Кстати, темы любви мы касаемся на каждой службе - но, опять же, любви человека к Богу. Единственное - один раз в год проводится литургия - воспоминание о святом Валентине, но это не считается праздником».

, начальник миссионерского отдела Смоленской и Вяземской епархии РПЦ:

«Начнем с того, что мы не знаем такого святого - Валентина, его просто нет. И поэтому праздник «День святого Валентина», на мой взгляд, абсолютно бессмысленный. На самом деле этот день, как его еще называют - День влюбленных, очень далек от настоящей любви. Праздник этот в большей степени светский, и я бы даже назвал его «День страстно желающих». Православным не возбраняется дарить любимым открытки - «валентинки» и признаваться в любви. Однако признаваясь в любви, нужно понимать всю ответственность этого признания. Настоящая любовь не заканчивается никогда - это не я сказал, так сказал Господь, так записано в Писании. А если человек в этом году признается в любви одному, в следующем - другому, то ничего полезного для души в этом нет. Если любовь прошла - значит, она была ненастоящая. Выходит, что из-за этот праздника вся суть любви переворачивается с ног на голову. У православных есть альтернатива - замечательный День Петра и Февронии, существующих, в отличие от Валентина, святых. А празднование 14 февраля - участие во лжи. И главное: если ты любишь по-настоящему, не нужно ждать каких-то придуманных праздников - признавайся в любви каждый день!»

Справка

В России День святого Валентина начали отмечать в 90-х, в США - с 70-х годов прошлого века, а вот в Великобритании и Франции эту традицию литераторы закрепили еще в конце 14-го века. Предположительно праздник связан с одним из раннехристианских мучеников. Существует множество легенд, объясняющих возникновение праздника, однако ни одна из конфессий христианства не признает Валентина как святого и не отмечает этот день ни молебнами, ни богослужениями.

День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет “своего” праздника – дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас – пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?

На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования “дня всех влюбленных” никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком – “валентинку” или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует “глянцевой” истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?

Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.

Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина – это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.

День святого Валентина 14 февраля – ложь и истина

Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».

Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.

Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина » принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.

Немного истории

Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».

Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.

Первое, что подтверждается римскими мартирологами – это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.

Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.

О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.

В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».

Рождение традиции

В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования и , приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.

Луперкалии

Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.

Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».

Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.

Джакопо Боссано. Св. Валентин крестит св. Люсиллу. 1575 г.

В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» – житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.

Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его “Валентиной”, так же как и он ее “Валентином”, что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его “дамой сердца”. Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».

Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Современное почитание и современный праздник

Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.

В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, – 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.

Таким образом получается, что возникновению имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных, а также многочисленных легенд, связанных с ним, мы обязаны Средним векам и их романтической литературе, а отнюдь не обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.

Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера – составителя «Батлерова жития святых» – и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.

С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.

Вокруг празднования Дня всех влюбленных не прекращаются споры. Одни считают его чисто коммерческой акцией, не имеющей никакого духовного смысла, другие называют пропагандой разврата, а третьи - хорошим поводом для того, чтобы порадовать любимого человека.

Каковы плоды этого праздника на самом деле, приносит он людям радость или горечь разочарования?

День святого Валентина зачастую ошибочно называют католическим праздником. На самом же деле в богослужебном календаре Римско-католической церкви празднования никакого святого по имени Валентин вы не обнаружите. Католики в этот день вспоминают святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Особенно торжественно богослужения Кириллу и Мефодию совершают российские католики, которые в этот день молятся о просвещении славян светом Христовым. Празднование же святого Валентина, установленное в 496 году папой римским Геласиусом, в наши дни сохраняется лишь в нескольких католических епархиях.

В архиепархии Божьей Матери в Москве отметили, что светский праздник День святого Валентина обрел коммерческий размах и популярность среди молодежи. "Коммерческая и развлекательная индустрия, конечно же, хватается за любой повод, чтобы устроить какое-то очередное массовое мероприятие и заработать деньги", — считает ряд священнослужителей.

Подчеркивается, что для влюбленных людей каждый день является праздником. Для них не нужно какого-то специального повода для того, чтобы выражать друг другу свою любовь и привязанность, делать подарки.

Среди православных насчет Дня святого Валентина существуют разные мнения. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев на протяжении уже многих лет доказывает в своих выступлениях, что Церковь должна не оставлять этот праздник "в руках язычников и лавочников, а бороться за сохранение (или возвращение) его христианского смысла".

Четырнадцатого февраля отец Андрей предлагает совершать в православных храмах молебны святому мученику Трифону и святому Валентину Интерамскому и приглашать на них молодежь. По его мнению, именно влюбленные молодые люди нуждаются в особой молитвенной поддержке.

"Ну и как же не молиться о наших детях, которые попали в возраст и состояние риска? Станут ли сами влюбленные молиться — вопрос отдельный. Но мы-то должны молиться о них! "Я поля влюбленным постелю", — пел Высоцкий. Ну, а мы что сделаем для них (вновь напомню — наших детей)? Брезгливо плюнем? Да и сама влюбленность не противоречит молитве…" — пишет он в своем интернет-дневнике.

Такого же мнения придерживается иеромонах Димитрий Першин. "Отталкивая от себя день влюбленных, они (противники праздника. — Ред. ) отдают его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции. Во всяком случае, именно такие секспросветные занятия, случалось, проводились в школах Пскова и Челябинска", — заявил он.

Отец Димитрий призывает помнить о том, что "любовь — дыхание Божие в человеческом сердце и влюбленность — одно из его проявлений".

"Думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать, и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить", — сказал священник.

С его точки зрения, "то, что масс-медиа пропагандируют День святого Валентина, — это хорошо". Как считает отец Димитрий, "гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское".

"Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви. Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех", — убежден он.

В то же время среди православных существует и немало убежденных противников Дня всех влюбленных. Их главный и, пожалуй, самый разумный аргумент — это то, что у православных христиан, живущих по Юлианскому богослужебному календарю, для празднования 14 февраля места в расписании просто физически не находится.

Вечером 14 февраля православный христианин не может пойти в ресторан, на дискотеку или еще в какое-то место развлечения, потому что на 15 февраля по новому стилю приходится великий двунадесятый (то есть входящий в число 12 важнейших праздников года) праздник Сретения Господня.

Накануне, то есть 14 февраля, в храмах совершается всенощное бдение. А после него многие православные готовятся к причастию, читают молитвы, постятся, что с романтическим вечером абсолютно несовместимо.

Другой аргумент, который высказывают скорее патриоты и русские националисты, чем люди глубоко религиозные, — это то, что День святого Валентина не наш народный праздник, а "их, западный, заморский".

К сожалению, именно с такой формулировкой, что "этот западный праздник противоречит русским традициям", празднование Дня влюбленных запретили в государственных учреждениях Белгородской области. Но если так рассуждать, то следует запретить и Новый год, и Рождество, а право на существование имеют только Масленица и День Ивана Купалы.

Кстати, о том, где содержится больше пропаганды "разврата и вседозволенности" — в последнем из упомянутых народных или в Валентиновом дне, можно сильно поспорить.

Сегодня же праздники, которые связаны с личными и семейными отношениями людей, такие как Новый год, День влюбленных или 8 Марта, все чаще превращаются в повод для депрессии.

Врачи скорой помощи отмечают, что в эти дни резко возрастает число суицидов, инфарктов, несчастных случаев. Люди страдают из-за несбывшихся надежд: в праздник они ожидали чуда, а вместо этого оказались в одиночестве.

Это состояние хорошо показано в первой части полноэкранного фильма "Секс в большом городе": Кэрри, одинокая женщина за сорок, получает "валентинку" и вскрывает конверт в радостном предвкушении, что внутри него окажется любовное послание от тайного поклонника…

Каково же ее разочарование, когда она видит, что отправитель открытки — маленькая девочка, дочь ее подруги. "Тетя Кэрри, поздравляю с Днем святого Валентина!" — и героиня заливается слезами. А ведь одинокие взрослые люди в наши дни составляют уже почти половину населения больших городов. Стоит ли в эти дни усугублять их тоску напоминаниями о несбывшейся любви?

Родители подростков, школьные учителя и психологи День святого Валентина тоже не жалуют. Ведь им хорошо известно, какие драмы и трагедии разыгрываются в юных душах в сам День влюбленных или после него: "Я так ждала от него "валентинку", а он мне не прислал! А вот Машке прислали целых четыре!"

В подростковой среде, где и без того не царит деликатность, а многие ребята страдают из-за своей "непопулярности", к числу критериев успешности добавляется еще один — поздравления и приглашения на Валентина, который к тому же еще и ранит глубоко интимную сферу.

В Церкви сохранилась традиция отмечать праздники так, чтобы в этот день никто не страдал от одиночества. Если вы придете на рождественскую или пасхальную службу, то, во-первых, станете участником общей молитвы, в которой к Богу обращаются сотни, а то и тысячи человек.

А во-вторых, после богослужения всегда организуется общая трапеза, на которую приглашаются все желающие. Именно для того, чтобы избавить людей от одиночества, в некоторых православных храмах стали проводить ночные богослужения и на Новый год — чтобы человек имел возможность оказаться в эту ночь на литургии и за праздничным столом, а не один в четырех стенах.

Сегодня "русской альтернативой" Дня всех влюбленных предлагают сделать день памяти святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.

Но эта альтернатива будет иметь смысл только в том случае, если новый праздник сможет избавить жителей больших городов от болезненного чувства одиночества , если этот день, как народные праздники в старину, будет начинаться с массового богослужения, а продолжаться ярмарочными гуляниями и длинными общими столами. А если он станет еще одним поводом ощутить свою неполноценность, то какой же это день любви?

Где-то раздают леденцы в форме сердца, где-то готовят массовые свадьбы, а где-то ставят робота для объятий – в мире отмечают День святого Валентина

Кто такой Валентин?

С V века в день 14 февраля праздновали память сразу двух святых Валентинов. Первый – это Валентин Римлянин, обезглавленный около 269 года; другой – Валентин, епископ Интерамны – итальянского городка в Умбрии.

Про первого Валентина известно совсем немногое: он исцелил от слепоты дочь императорского сановника Астерия. После этого чудесного исцеления Астерий вместе со всей семьёй принял христианство. Узнав об этом, император казнил Астерия и Валентина.

Про Валентина Интерамнского известно больше. Валентин родился в 176 году в семье патрициев, в молодости принял христианство. В 197 году, когда ему было чуть больше 20-ти лет, был назначен епископом родного города Интерамны. «Житие святого Валентина», составленное в Риме в V–VI веках, гласит, что в 270 году его пригласил в Рим философ Кратон, который попросил исцелить больного сына. У мальчика был так искривлен позвоночник, что голова касалась колен. После чудесного исцеления Кратон и его ученики, среди которых был сын римского градоначальника, приняли христианство. Градоначальник приказал схватить Валентина и пытался заставить его отречься от своей веры, однако святой предпочёл принять мученическую смерть. Пострадали также и ученики Кратона: Прокул, Ефив и Аполлоний – за распространение христианской веры. В Интерамне над могилой Валентина была выстроена церковь в его честь.

Валентин – это католический святой?

Оба Валентина – это святые древней неразделенной церкви. Интересно, что в Католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря оба святых Валентина были исключены из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святых отмечается на местном уровне в ряде епархий. А вот 14 февраля Католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян (православные отмечают день памяти равноапостольного Кирилла 27 февраля – то есть 14 февраля по старому стилю).

В православии память обоих Валентинов тоже празднуется, но в разные дни: память Валентина Римлянина отмечается 6 июля (19 июля н. ст.), а память Валентина Интерамского – 30 июля (12 августа н. ст.).

Откуда традиции праздника?

Как считает ряд историков, история праздника Всех влюбленных берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима – языческого праздника в честь бога плодородия Фавна (Луперк – одно из его прозвищ), который отмечался 15 февраля. Во время его празднования священники приносили в жертву козла – для плодородия и собаку – для духовного очищения. Кровь предназначалась для ритуального орошения посевов, а вот шкуры животных нарезались полосками, которыми затем били по мягким местам женщин, желавших забеременеть. Был и еще один обряд: в этот день девушки, написав свое имя на куске пергамента, бросали их в большую урну. Мужчины доставали эти пергаменты, и та, чей пергамент он достал, становилась его пассией на весь год. Или, по крайней мере, пара должна была провести этот праздничный день вместе.

Этот праздник был очень популярен в народе, и его продолжали отмечать даже после победы христианства. В конце V века папа Геласий I попытался придать Луперкалиям христианский дух: покровителем плодородия и влюбленных был объявлен святой Валентин. В Европе же День св. Валентина стали отмечать в XIV веке – первое упоминание о «Дне всех влюблённых» содержится в знаменитой поэме «Птичий парламент» Джеффри Чосера.

Что такое Валентинка?

Валентинка – это не просто поздравительная открытка. Первоначальное значение открытки с сердечком было более романтическим. Как писали составители «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», вручение «валентинки» было своеобразным ритуалом, участники которого на протяжении всего года ощущали на себе его последствия:

«Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», также как и он её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца».

С начала ХХ века этот ритуал постепенно утрачивает свое значение под натиском коммерции.

Прижился ли День Святого Валентина в России?

Согласно опросу Исследовательского центра Superjob.ru, в этом году только 27% россиян в возрасте старше 18 лет планируют отметить День Святого Валентина. При этом 61% опрошенных решил проигнорировать этот праздник, а 12% пока находятся в размышлении. При этом с февраля 2007 года число поклонников Дня Святого Валентина снизилось практически вдвое: 8 лет назад этот праздник собирался отмечать каждый второй опрошенный.

В то же время, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), День святого Валентина является самым популярным из новых зарубежных праздников. На втором месте стоит Хеллоуин (его отмечают 10% опрошенных), далее идет Китайский Новый год (его справляют 5% россиян) и День святого Патрика (2% опрошенных).

Что будут дарить?

Мужчины собираются дарить возлюбленным цветы (27%), собственноручно приготовленные романтические ужины (17%), украшения (8%), открытки (8%), конфеты (7%), билеты в театр или кино (7%), духи или косметику (6%), ужин в ресторане (6%) и стихи (5%).

Среди сюрпризов, которые дамы готовят кавалерам, самым популярным стал романтический ужин при свечах: его планируют организовать 24% представительниц слабого пола. 9% женщин купили билеты на концерт, спектакль или в кино, 8% подарят любимому открытку с поздравлением, по 7% – конфеты и мужскую косметику, 6% – что-то из одежды. 5% представительниц прекрасной половины человечества забронировали на этот день столик в ресторане.

А как у них?

Американцы в этом году потратят на подарки ко Дню святого Валентина более 20,7 миллиардов долларов, что станет рекордной суммой для Америки. В основном деньги уйдут на конфеты, украшения и цветы для любимых. По оценкам Национальной федерации розничной торговли, американцы потратят 3,9 миллиардов долларов на ювелирные изделия, 3,5 миллиардов на организацию праздника, 2,1 миллиардов долларов на одежду, 1,9 миллиардов долларов на цветы, 1,8 миллиарда долларов на конфеты, 1,2 миллиарда долларов на подарочные карты и 933 миллиона долларов на поздравительные открытки.