Доктор бранд уважает субботу. Чем запомнился кардиохирург яков бранд А много ли медиков увлекается фотографией

Вконтакте

Одноклассники

Ведущий передачи «Без рецепта» умер в Москве. Известный врач-кардиолог, руководитель отделения неотложной помощи коронарной хирургии НИИ Склифосовского Яков Бранд по предварительным данным скончался от сердечной недостаточности.

Рано утром 12 июня перестало биться сердце известного врача, кардиохирурга Якова Бранда. На протяжении долгих лет он возглавлял отделение неотложной помощи коронарной хирургии НИИ Склифосовского. Там же, в стенах родного института, и провел последние часы жизни Яков Бениаминович. Ему было 63 года.

Как информируют определенные СМИ, некоторое время он наблюдался в собственном институте, решая появившиеся проблемы со здоровьем. 30 мая его самочувствие ухудшилось, Бранд был доставлен в больницу. Согласно предварительным данным, причиной смерти оказалась сердечная недостаточность. Об этом рассказала его сын Павел на своей странице в интернете.

«Сегодня в результате длительной болезни умер мой отец, Яков Бениаминович Бранд. Он был знаменитым кардиохирургом и телеведущим и замечательным отцом. Папа прожил яркую и нелегкую жизнь. В ней имели место быть несомненные победы и разочарования. Увы, его жизнь оборвалась довольно рано, в 63 года. Несмотря на это, данный пост не будет скорбящим, в нем я хотел бы выразить благодарность. Благодарность докторам, которые находились с ним рядом до последнего вздоха. Он так хотел. Он хотел выразить благодарность всем врачам НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, которому он посвятил 17 лет жизни и лично Сергею Петрикову… Я очень благодарен всем врачам, которые перечислены в этой публикации, и в вечном долгу перед ними. Отца я хочу поблагодарить за жизнь, фамилию и профессию и за те бесценные советы, которые он давал мне все это время. Он был настоящим мастером своего дела, таким, каких сейчас уже нет. Вечная память…» – написал сын Якова Бранда.

Также Павел Бранд выразил благодарность всем докторам, с которыми работал его отец, и которые лечили его, поименно.

У Якова Бранда было много выдающихся способностей благодаря которым он приобрел не только тысячи благодарных пациентов, но длинный список регалий. Он являлся доктором медицинских наук, членом Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов России и других стран, лауреатом Государственной премии России за открытия в лечении ишемической болезни сердца у онкологических больных, автором большого количества работ в разных областях хирургии. Широкой публике доктор Бранд стал известен благодаря своему участию в телепрограммах, в которых поднимались темы здоровья. На канале НТВ больше 10 лет, начиная с 1999 года, вел передачу «Без рецепта», а также программу «Кома». Хирург-кардиолог был родом из Одессы, его родители были медиками. Жил и трудился в Москве с 1981 года. У него 3-е детей, младшему из которых в настоящий момент 8 лет.

Яков Бениаминович Бранд - известный кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением неотложной коронарной хирургии в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, бессменный ведущий популярной телепередачи «Без рецепта» на НТВ. Фотография - одно из основных увлечений нашего гостя.

Вы родились в семье медиков. Кто повлиял на ваши занятия фотографией?

Мой покойный отец всю жизнь увлекался фотографией. У него был фотоаппарат ФЭД («Феликс Эдмундович Дзержинский») сделанный по образцу немецкой камеры Leica. И он приучил меня к фотографической магии. Она была совсем другая, не такая, как сейчас. Надо было в темноте заряжать пленку в кассету, потом наматывать ее на спираль в бачок, так, чтобы она не слиплась. Потом процесс проявки надо было остановить, использовать фиксаж, затем пленку надо было промыть и высушить. И только тогда можно было переходить к процессу печати - закрыться в ванной, завесить дверь одеялом; красный фонарь, увеличитель, опять проявитель, опять закрепитель... В общем, интересно. Во всем этом была таинственность, она меня, мальчика, очень сильно привлекала.

- Первый фотоаппарат подарил отец?

Да. Он давал мне изредка свой ФЭД, а потом подарил «Смену». Чуть позже был «Зоркий», потом еще что-то...

- То есть вы с детства постоянно занимаетесь фотографией?

Нет, после тех первых опытов был большой перерыв. Даже не знаю, с чем он был связан. Возможно, просто надоело заряжать пленку и вообще заниматься этим процессом. Позже появилась цветная фотография, и стало совсем неинтересно. Ты снимаешь, отдаешь в проявку и печать, тебе выдают конверт с готовыми фотографиями... Мне такая последовательность казалась скучной. Но потом снова стал снимать. Даже не знаю почему. Наверное, в связи с путешествиями. Я и моя команда много ездили на машинах, видели много интересного, хотелось все это сохранить. Я пытался снимать видео, но быстро понял, что фотография производит более сильное впечатление.

- Значит, в основном вы снимаете в путешествиях?

Нет, я снимаю везде. У меня фотоаппарат всегда с собой. Одна мыльница, Casio, в портфеле, другая, Canon, в машине.

- А почему не пользуетесь какой-то более продвинутой техникой?

Так ее в портфель не положишь. Я беру с собой камеры на всякий случай: вдруг что-то интересное попадется? Я очень редко выезжаю куда-то, чтобы просто пофотографировать.

- На вашей выставке я видел множество работ совершенно разной тематики...

У меня нет определенной тематики.

- То есть вы снимаете абсолютно во всех жанрах?

Понимаете, какой-то определенный жанр может быть у профессионального фотографа. Но я-то не профессионал, поэтому мои снимки нельзя отнести к каким-то определенным жанрам. Я просто снимаю то, что мне интересно - скажем, листик или цветок... Одна из моих любимых фотографий - ноги, мужские и женские. Вот как-то так они стоят, что говорят о многом. Еще люблю снимок, на котором ребенка кормят с ложки; возможно, вы видели его в альбоме. Так что снимаю я все, что меня заинтересует. Какого-то специального ракурса не ищу и особого вдохновения не жду.

- У вас было очень много разных серий. Как приходит идея снять ту или иную серию?

С серией про кота все просто - у меня дома живет кот, которого я очень люблю. Вот я его периодически и снимаю. Очень люблю снимать дождь. Иногда получаются весьма интересные фотографии, а иногда ничего не получается.

- Вы коллекционируете быков. Есть ли у вас фотографии этих животных?

Да, я их собираю, но фотографий нет. Два моих приятеля, профессиональные фотографы, много раз предлагали снять мою коллекцию и сделать какой-нибудь смешной календарь, например. А про фотосъемку быков, я как-то не думал. Может быть, в будущем...

- На работе снимаете? Может быть, коллег?

Я крайне редко снимаю именно коллег. Людей вообще на моих фотографиях много, я люблю делать портреты. А что за портрет в маске? Глаз толком не видно, ничего не видно. Вы даже не поймете, кто это.

Один фотограф-портретист сказал, что в портрете главное - глаза и душа. Причем глаза не обязательно должны быть открыты

Ну, не знаю. Я прихожу в операционную оперировать, а не фотографировать. Эти действия не могут быть совмещены. Если нужно зафиксировать что-то интересное в операционном зале, то я приглашаю человека с фотоаппаратом, и он снимает.

- Значит, вы сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом и быть в нем профессионалом?

Однозначно. Поэтому и говорю: я не профессиональный фотограф, и, по-видимому, им уже не буду. Это просто одно из моих хобби.

- А какие еще есть хобби?

Быки, охота. Петь люблю.

- Не заменил ли фотоаппарат охоту?

Только в некоторой степени. Все-таки охота - это больший азарт, а я человек азартный. Фотоохотой я не занимаюсь, либо охота, либо фото.

- Как родилась идея вашего однодневного благотворительного проекта?

- Я, как человек не очень скромный, люблю показывать свои удачные фотографии друзьям. В последнее время все чаще стал слышать от них, что пора, мол, и выставку устраивать, вон сколько работ скопилось! Мне было смешно, никак не мог отнестись к таким словам серьезно. Но однажды я разговаривал с Фаиной Захаровой, президентом фонда «Линия Жизни», и она тоже затронула эту тему. Вот тогда я и предложил сделать благотворительную выставку. Ее пришлось долго и тщательно готовить, но благодаря Льву Грановскому, Коле Канавину, Свете Воробьевой, компании Кодак и многим другим все получилось. Однако, далось непросто: оказывается, мало было просто отдать свои фотографии. Не тут-то было! Их нужно было редактировать, выбирать, потому что снимков оказывалось то слишком много, то слишком мало. Проект удался. И самое главное, что денег удалось собрать больше, чем было запланировано. Поэтому мы пролечим не семь детей, как собирались, а восемь. Я доволен.

- Можно сказать, что ваше увлечение помогло спасти жизни детей?

Ну, если говорить высоким стилем, чего я очень не люблю, то да. Ира Меглинская, тоже приложившая руку к этому проекту и отдавшая под него свою галерею, сказала, что она никогда не видела, чтобы работы раскупали так -быстро. А что же вы хотели, ответил я, это же мои гениальные творения! (смеется). Слава богу, что все получилось. Огромное спасибо моим друзьям и не только друзьям, которые прониклись идеей и помогли осуществить этот проект независимо от качества моих фотографий.

- Вы кажетесь слишком самокритичным. Часто автору сложно оценивать свои фотографии объективно.

Нет, не сказал бы. Например, у меня есть любимые фотографии, совершенно ужасные в смысле -качества. Но я их люблю, и все тут. Хотя знаю, что их крупнее, чем 20 на 30 напечатать нельзя. А мне, -может быть, хочется сделать отпечаток два на три метра! Но качество не позволяет, что поделаешь. Так что я вполне объективно отношусь к своим снимкам. - Поэтому некоторые фотографы используют пленочные камеры, ту же самую «лейку», например. - Это сложный вопрос. Некоторые мои друзья-профессионалы до сих пор снимают на пластины. Причем считают, что качество получается лучше. Я имею в виду не стеклянные пластины, а широкопленочные, крупноформатные камеры. Я видел результат - спорить трудно. - Всегда есть противоположные точки зрения. Например, -существуют люди, которые снимают на пленку и говорят, что только в пленке может сохраниться душа. - Не думаю. Я считаю, что душа сохраняется в отношении к тому, что ты снимаешь. Я всегда говорил, что если взять стакан и попросить сотню фотографов снять его одинаковым фотоаппаратом, то у одного получится шедевр, а у остальных ничего толкового не выйдет.

- По крайней мере, у всех будут разные фотографии. Это факт.

А стакан-то будет один. У меня даже была мысль сделать такой конкурс. Не обязательно со стаканом, но именно в таком формате. Причем все будут фотографировать с одного расстояния, не меняя ракурс.

- Жесткие условия .

Одно дело, если ты снимаешь макро, а другое - телевиком. -Понятно, что это будут разные стаканы. А вот попробуй с трех метров, с одинаковым для всех объективом снять. Можно светом играть, можно еще что-то придумать. Например, во время соревнований по стрельбе все стреляют с 25 метров практически одинаковым оружием, патронами, но одни выбивают десятку, а другие ничем не примечательны. Вот и все. Все зависит от того, что ты хочешь своей фотографией сказать или что ты чувствуешь, когда снимаешь.

- Чем лично для вас является фотография? Вы заговорили о чувствах - что чувствуете вы сами?

Я говорил, почему фотография нравится мне больше, чем -видео - оно навязывает тебе какую-то свою историю... Вот ты берешь фотографию, а на ней -изображен жучок какой-нибудь. Да этих жучков-паучков в Интернете миллионы! Но у тебя сразу срабатывает -ассоциативная связь. Ты вспоминаешь, где ты этого жучка снимал, какая была погода, поругался ты в тот день со своей любимой девушкой или, напротив, у вас все было идеально после чудесной ночи. Поэтому я не понимаю, в чем прелесть абстрактной картины. Наверно, у меня плохо развита какая-то часть мозга. Но я очень люблю снимать свет - вы, наверное, обратили внимание, у меня есть такие работы. Они вызывают у меня определенные ассоциации, эмоции... пожалуй, даже больше эмоции, чем ассоциации. Ведь это движение, замершее движение. Человек смотрит на любую картинку, и у него -сразу начинают возникать ассоциации, фотография перестает быть чужой, возникает контакт. Хотя бывают совершенно бездушные снимки - если вы посмотрите фотографии со съездов ЦК КПСС, то поймете, о чем я говорю. Они ужасно официальные и не вызывают никакого интереса. Зато если возникла хоть малейшая эмоция - да просто правитель страны нос почесал! - то моментально возникает интерес. Я считаю, что смысл фотографии заключается в этом замершем мгновении, которое пробуждает ассоциации.

- Планируете ли вы делать выставки в будущем?

Пока не знаю. Благотворительные, конечно, хотелось бы проводить, но у меня пока -недостаточно работ. Может быть, я сподвигну своих товарищей, которые снимают гораздо лучше меня и объездили гораздо больше стран, поддержать какой-нибудь подобный проект.

- А много ли медиков увлекается фотографией?

- Много. - Почему? - Трудно сказать. Я никогда не задумывался над этим вопросом. Любая часть социума - армия, милиция, врачи, МЧС, чиновники - это срез общества, в котором мы живем. Думаю, количество фотолюбителей везде примерно одинаковое. Сотни тысяч людей выкладывают свои фотографии в Интернет. Значит, у них есть -потребность, чтобы кто-то увидел их работы, оценил, обсудил. Люди даже крадут фотографии друг у друга. У меня тоже парочку украли, одно время я их выкладывал.

- Как часто вы посещаете фотовыставки?

Редко. - За творчеством каких фотографов вы наблюдаете? - За творчеством Грановского, конечно. Еще мне очень нравится, как работают некоторые мои друзья-профессионалы, например, Евгений и Владимир Германы.

- Продолжите фразу: фотография - это...

Фотография - это хорошо. Хорошо для души, для глаз, даже для тела, если ты гуляешь где-то на природе. И еще хорошо для поддержания внутреннего баланса, спокойствия. Потому что ты пытаешься соединиться с окружающим миром. Так или иначе.

Беседовал Владимир Повшенко

Яков Бранд: «Фотография - это хорошо. Хорошо для души, для глаз, даже для тела...».

___________________________

12 июня 2018 года на 64-м году жизни скончался кардиохирург, доктор медицинских наук Яков Бранд.

«Сегодня после длительной болезни скончался мой отец, Яков Бениаминович Бранд. Он был известным кардиохирургом и телеведущим и очень хорошим отцом.

Папа прожил яркую и непростую жизнь. В ней были несомненные победы и разочарования.

К сожалению, его жизнь оборвалась очень рано, в 63 года», - написал в фейсбуке его сын Павел Бранд.

Яков Бранд родился в Одессе 22 мая 1955 года. В 1979 году он закончил Одесский государственный медицинский институт, работал в больницах города Николаева и Николаевской области. С 1981 по 1984 годы был врачом-ординатором отделения экстренной микрохирургии московской ГКБ № 51. В 1986 году стал научным сотрудником Российского кардиологического научно-производственного комплекса, а в 1994-м - ведущим научным сотрудником центра. С 2001 года был научным руководителем отделения неотложной коронарной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Также с 1999 по 2010 год Бранд был ведущим телепрограммы «Без рецепта» на канале « ». В 2001—2003 годах был ведущим программы о наркомании «Кома» на НТВ в паре с музыкантом . Основал благотворительный фонд «Золотые сердца».

Среди приоритетных интересов Бранда были хирургия мультифокального атеросклероза, хирургическое лечение онкобольных с патологиями сердца.

Так, одна из наиболее цитируемых его работ (всего Бранд был автором или соавтором более 200 публикаций) посвящена операциям на сердце у пациентов с раком легких. В исследовании удалось установить, что наиболее выгодная тактика лечения — операция на сердце с последующим лечением онкологического заболевания. Одновременное лечение сразу двух патологий повышало вероятность гибели пациента.

Также Бранд установил , что во время операций по реваскуляризации миокарда (восстановлении кровоснабжения сердца при ишемической болезни) для анестезии оптимален фторотан — ингаляционное средство для наркоза. Хотя и другие анестетики, энфлюран и изофлюран, примерно одинаково влияли на кислородный баланс миокарда, фторотан реже вызывал судороги, угнетение активности мозга и нарушение метаболизма миокарда.

Совсем недавно, в 2017 году, Бранд проанализировал отдаленные результаты операции коронарного шунтировании пациентов. Это операция, позволяющая восстановить кровоток в артериях сердца. При операции пациенту устанавливаются сосудистые протезы, позволяющие обойти место сужения сосуда миокарда.

Обследовав почти 500 пациентов, прооперированных в 2002-2014 годах, Бранд и его коллеги установили, что двенадцатилетняя выживаемость составила 98%.

«Полученные нами отдаленные результаты хирургического лечения пациентов с ОКС были расценены как хорошие», — отметили авторы статьи.

В 1983 году Бранд участвовал в первой в СССР операции по реплантации (пришиванию) конечностей.

17 июня четырехлетняя девочка из Литвы Раса Прасцевичюте-Септ попала под косилку — на нее случайно наехал работавший в поле отец. Ножи косилки полностью отсекли ступни девочки.

Пока председатель колхоза останавливал кровотечение, главный фельдшер убрала отрезанные ноги в пакет со льдом. Так как в ближайшей больнице не было необходимого оборудования, врачи связались с московскими специалистами. Тут же в колхоз был направлен вертолет, который доставил девочку в Москву, прямо в руки Бранда, хирурга Рамаза Датиашвили и других специалистов. Уже спустя 12 часов после трагедии врачи начали операцию.

На то, чтобы пришить девочке ступни, у врачей ушло девять часов. Наконец, им удалось восстановить кровообращение ног — операция прошла успешно. Уже к осени девочка смогла ходить.

А в 1996 году, 5 ноября, Бранд участвовал в операции президента России Бориса Ельцина по аортокоронарному шунтированию.

«В Кремле тогда сильно колебались, стоит ли идти на операцию. Да и сам Ельцин сомневался. Он спрашивал меня: «Сколько времени я буду без сознания? Нельзя ли сделать это быстрее? Ведь все время, пока я буду «отключен», демократия в России под угрозой». Сразу, как я прилетел, увидел: операция необходима», — вспоминал американский кардиохирург Майкл Дебейки.

Уговаривать президента на хирургическое вмешательство пришлось долго. В конце концов на него надавил премьер-министр , который восемью годами ранее перенес подобную операцию.

Операция прошла в России, под руководством хирурга и с привлечением иностранных специалистов, в том числе Дебейки. Уже в начале 1997 года Ельцин вернулся к работе.

По грустной иронии судьбы, Бранда погубили проблемы с сердцем. Некоторое время врач наблюдался в НИИ Склифосовского. 30 мая самочувствие Бранда ухудшилось и он был вынужден госпитализироваться. Лечением Бранда занимались в том числе специалисты 62-ой больницы, а также пульмонолог Вера Батурова из ГКБ №1 им. Пирогова и онколог-гематолог Михаил Ласков из Клиники амбулаторной онкологии и гематологии.

«Он хотел поблагодарить всех врачей НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, которому он отдал 17 лет жизни, — написал Павел Бранд. — Папу я хочу поблагодарить за жизнь, фамилию и профессию и за те бесценные советы, которые он давал мне все эти годы. Он был настоящим врачом, таким, каких сейчас уже нет».

Профессор, доктор медицинских наук, научный руководитель отделения неотложной коронарной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

ФОТО: https://www.instagram.com/p/BjAcu0NgV15/?taken-by=sklif.official

Утром во вторник, 12 июня, в Москве скончался известный кардиохирург Яков Бранд. Об этом сообщил его сын Петр Бранд.

Прощание состоится 15 июня 2018 года в 11:00 в историческом корпусе НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, - уточнил он.

Совсем недавно Яков Бениаминович отпраздновал свое 63-летие.

СПРАВКА


Родился 20 мая 1955 года в Одессе, где окончил в 1979 году Одесский государственный медицинский институт. Имел более чем 35-летний опыт работы в кардиохирургии

Яков Бениаминович Бранд - профессор, доктор медицинских наук, научный руководитель отделения неотложной коронарной хирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Родился 20 мая 1955 года в Одессе, где окончил в 1979 году Одесский государственный медицинский институт. Имел более чем 35-летний опыт работы в кардиохирургии. Представитель научной школы, руководимой академиком РАН, профессором Акчуриным. Входил в состав бригады хирургов, выполнявших операцию аортокоронарного шунтирования первому президенту РФ, Борису Ельцину.

Лауреат столичной Премии в области медицины за работу «Хирургическое лечение различных форм ишемической болезни сердца». Автор и соавтор более 200 научных работ в различных областях хирургии, автор монографии «Хирургическое лечение острых расстройств коронарного кровообращения». Член Ассоциации сердечно-сосудистых хирургов России и ряда стран. Долгое время работал ведущим телепередач «Без рецепта» и «Кома» на канале НТВ.


Операционная бригада отделения экстренной микрохирургии на базе 51-й ГКБ, выполнившая уникальную операцию по реплантации ног трехлетней девочке (слева направо): Яков Бранд, Елена Антонюк и Рамази Датиашвили.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Могели Хубутия, президент НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского:

Это был удивительно дружелюбный трудолюбивый человек. Блестящий хирург, который не знал покоя. У него был отдел круглосуточной кардиохирургии, это очень тяжелый хлеб. Таких вообще очень мало, он работал день и ночь и был искренне предан своему делу. И я это говорю не потому, что о мертвых или хорошо или ничего. Нет. Я говорю это абсолютно искренне, ведь нас связывала и личная дружба. После себя он оставил поколение хороших хирургов. При этом это не он считал, сколько у него учеников, а наоборот, его воспитанники сами называли его учителем. И сегодня эти люди блестяще оперируют. У него вообще много заслуг, и если мы сейчас возьмемся их все перечислять, нам одного разговора точно не хватит.

Михаил Алшибая, кардиохирург, отделение коронарной хирургии Научного центра Сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева:

Я давно знал Якова, лет 25-30 уже наверное. У нас всегда были отличные отношения. О Якове я могу сказать только хорошее, и как о профессионале своего дела, и как о человеке. Он вообще всегда жизнь любил. Ребенок вот у него не так давно родился. Фотографией он еще увлекался, довольно глубоко и профессионально в эту область вошел, снимки свои регулярно публиковал. Меня это всегда восхищало. Ужасно жаль его, ведь сравнительно молодой человек, 64 года всего. Наверное, трагедия любого врача в том, что в какой-то момент он сам становится пациентом. Хотя о медицинских проблемах мы с ним лично никогда не говорили. Мы много спорили дружески о медицинских вопросах, но здоровье друг друга не затрагивали. И вот теперь он ушел. Это очень печально.

Вадим Андреев, доцент кафедры неотложной и общей хирургии Российской медицинской академии непрерывного последипломного образования на базе НИИ скорой помощи имени Н.С. Склифосовского:

Человек был совершенно уникальный, веселый, с ним всегда было интересно. Великолепный хирург и товарищ. Что еще можно о нем сказать? Очень грустная новость. Горькая ирония, да, но врачи и умирают обычно от того, что сами лечат. Онкологи от онкологии, кардиологи - от болезней сердца.

Виктор Соколов, руководитель отделения неотложной кардиохирургии НИИ скорой помощи имени Н.С. Склифосовского:

Это был очень хороший человек, занимался большой серьезной работой. Конечно, мы все сожалеем о его кончине. Однако сказать, что мы были не готовы к этому, нельзя. Его друзья и коллеги знали о его болезни, все это на наших глазах протекало. Разумеется, его будет не хватать. Как и любого человека, с которым много времени провели вместе, работая параллельно. Можно долго не видеться, но все всегда знают, что рядом находится такой человек, к которому всегда можно обратиться, который может обратиться к тебе, вопрос какой-то обсудить. Отличный был человек.


– Вы ходите в кино? Или дома предпочитаете смотреть?

– Мой первый привод в милицию был связан, между прочим, с кино. Показывали индийский фильм «Мазандаранский тигр», а мы, мальчишки, курили в зале, за нами и пришли…

Я вообще киноман, но в кино хожу редко – не переношу этот запах попкорна. А дома у меня очень много фильмов, недавно отдал сыну 400 кассет…

– И что же это за кино?

– Разное, но в основном для семейного просмотра. Могу посмотреть боевик какой-нибудь, если устал. Люблю все фильмы о Джеймсе Бонде. Обожаю документальные фильмы, документальные сериалы. Из недавнего: восемнадцатисерийный «Последний миф» Владимира Синельникова – о Второй мировой войне.

Если говорить о телевизионном кино, то его смотреть противно. Понимаете, я хирург, но я устал смотреть на экране на дергающиеся ноги трупа, льющуюся кровь и изуродованные тела. Достаточно уже, сил нет. Где хорошие фильмы? А где комедии? Где «Кавказская пленница»? Нет комедий, кончились.

– Почему?

– Не знаю, почему. Наверное, потому что жить стало лучше, жить стало веселее.

– А американские комедии?

– Ну, если только с Эдди Мерфи.

– А из наших артистов кто вам нравится?

– Машков, Меньшиков, Бодров-младший, Сухоруков.

– А женщины?

– С женщинами у нас, знаете ли, напряженно. С актрисами, я имею в виду.

– Как же так? Обычно говорят, что в России много красивых женщин и актрис.

– Женщин красивых много, но места, где они водятся, как-то изменились. Красивых женщин больше где-нибудь в ночных клубах, а не во ВГИКе.

– В ночных клубах – это плохо?

– Я не говорю, что плохо. Просто в кино они не идут. Или их не берут. В кино я не вижу женщин, с которыми мне бы хотелось оказаться… ну, например, вместе в одном фильме. Я не знаю, почему нет актрис. Я могу сказать, почему бывают плохие медсестры, а почему актрисы – не знаю.

– А самый неприличный фильм в вашей жизни помните?

– Самый неприличный фильм был «Анатомия любви». Там героиня целует героя в живот в течение пятнадцати секунд. Смертельный номер. Я в детстве ради этих пятнадцати секунд восемь раз ходил смотреть. Представляете, какое было впечатление, если я помню до сих пор.

– Вам нравятся фильмы про врачей?

– Не очень я их помню. Хороший был фильм про доктора, который антибиотики открыл. Как он назывался? С Ией Саввиной? Но вообще про врачей трудно снимать кино. Там же ничего не происходит. Ни за кем не гоняются. Никого не убивают. По крайней мере нарочно.

– Была такая попытка – американский сериал про скорую помощь. Разве плохо?

– Не плохо. Хотя там многое за уши притянуто. Но хотя бы нет явных медицинских глупостей.

– Как вы думаете, что еще надо было бы экранизировать?

– Основные произведения, ценные в мировом масштабе, уже экранизировали. Может быть, что-то еще из Проспера Мериме. Может быть, хорошей фантастики побольше. Может быть, детские книжки. И библейские истории.

А еще можно экранизировать архивы КГБ. Мне кажется, где-нибудь в архивах Лубянки можно брать целыми полками. Протяни руку – готовый сценарий. О том, что делали с людьми. Как жены сдавали мужей, как дети отказывались от родителей. Но чтобы об этом рассказать, наверное, еще понадобятся многие годы.

Могу одно сказать: товарищи кинематографисты, делайте больше фильмов, хороших и разных.

Знаете, о чем я жалею? Что нет сейчас Дома кино – каким он был раньше. Когда это было самое престижное место в Москве, куда все ломились. А сейчас? Не ломятся. Чтобы там снова был самый лучший ресторан. И чтобы туда опять невозможно было попасть. И я хотел бы, чтобы все премьеры проходили в Доме кино. И без попкорна.